09.09.2010 23:05
    Поделиться

    ЦИК приветствует ротацию кадров в избирательной системе

    Год, остающийся до федерального цикла выборов, будет всецело посвящен обучению участников избирательного процесса. В беседе с "РГ" руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ (РЦОИТ) Александр Иванченко выразил уверенность, что именно знание всех правил избирательной кампании позволит "снять напряжение у игроков" и провести выборы на высоком уровне.

    А нести знание в массы должен прежде всего Центризбирком, который не собирается перекладывать ответственность за информационно-разъяснительную деятельность на не всегда надежные плечи партий. "Когда принимался закон о гарантиях избирательных прав граждан, за избирательными комиссиями была зафиксирована функция информирования населения о выборах, - пояснил Иванченко. - И даже если партии неэффективно ведут собственную агитационную работу, то мы все равно должны гарантировать избирателям получение информации (без элементов агитации), в том числе и о партиях, кандидатах, включенных в бюллетени". Правда, руководитель РЦОИТ отметил новую тенденцию - партии стали активнее использовать в своей работе "позитивные информационные поводы". Он привел в пример 1 сентября, когда лидеры партий отправились в школы и на книжную выставку-ярмарку в Москве. "Они работали на этих новых, сложных пиаровских площадках ради потенциальных голосов своих избирателей, - убежден Иванченко, - даже несмотря на то, что в Москве в этом году нет выборов".

    Тем не менее в Единый день голосования 10 октября выборы предстоят в других регионах, поэтому информационная деятельность Центризбиркома, субъектовых и муниципальных комиссий приобретает точечный характер. Это, например, работа с лицами с ограниченными физическими возможностями. Мы нашли к ним индивидуальный подход и поставили это направление работы буквально за два года, - отметил он. - Наша задача - дать им всю необходимую информацию о выборах в доступной форме (это специальные интернет-курсы с увеличенными шрифтами, аудиовидеоролики с сурдопереводом и т.д.), чтобы эта категория избирателей сполна воспользовалась своим правом. Как правило, наши информационные мероприятия проходят совместно с различными общественными организациями или социальными службами".

    Вызвать же интерес к выборам у молодежи - задача еще более сложная, с учетом ее пассивности и зачастую нежелания вникать в выборные процессы. Здесь избиркомы также используют новые формы работы. Так, Александр Иванченко высказался в поддержку организации в регионах правовых дискотек, викторин, которые некоторое время назад вызвали большой скепсис не только у политических партий, но даже у председателя ЦИК РФ Владимира Чурова. На самом деле эта форма привлекательна именно для молодых избирателей. Молодые люди отнюдь не "танцуют с избирательным кодексом в руках", а участвуют в небольших конкурсах и викторинах, которые происходят в перерывах. Так они узнают о правильных ответах на вопросы типа "По какой избирательной системе проходят выборы в областную Думу? С какого возраста можно стать кандидатом на выборах муниципального, регионального, федерального уровня?" А чтобы настроить молодых избирателей на активную гражданскую позицию, в оформлении дискотек активно используются символика избирательных комиссий и приглашения прийти в избирком и проверить, включен ли молодой избиратель в список. "Наши комиссии в субъектах научились проводить эти мероприятия как сопутствующие - не платить за них денег, а делать свои информационные вставки в самые различные молодежные проекты", - пояснил Иванченко. По его мнению, проверять подобную работу нужно прежде всего с точки зрения эффективности в достижении целей информирования о выборах. А это определяется профессионализмом тех, кто эту работу организовывает.

    Привлекать молодежь ЦИК старается и в собственные ряды. "За три прошедших года мы постарались создать в ведущих вузах страны сеть своих точек, через которые на опять-таки безвозмездной основе работаем со студентами, разъясняя им особенности избирательного права", - рассказал Иванченко. В результате формируется кадровый резерв, и молодые люди все чаще приходят на работу в избирательные комиссии. По словам руководителя РЦОИТ, избирательная система, таким образом, существенно обновляется, и организаторы выборов становятся более молодыми. А это в свою очередь облегчает работу, поскольку они намного лучше разбираются в новых информационных технологиях, внедряемых ЦИКом. "Ведь Центризбирком сейчас активно работает над технологическим переоснащением избирательного процесса", - напомнил Иванченко.

    Возвращаясь к теме федеральных выборов, руководитель РЦОИТ отметил, что ЦИК в связи с этим намерен уделить особое внимание взаимодействию с журналистскими работниками СМИ. Работает курс дистанционного обучения журналистов, причем обучающие семинары транслируются в каждом субъекте Федерации. Такую же систему дистанционного обучения "из Москвы" ЦИК сможет организовать в будущем и для политических партий. "Мы готовы предоставить весь наш технологический ресурс для повышения эффективности работы российской избирательной системы", - заявил Иванченко.

    И здесь перед Российским центром обучения непаханое поле возможностей, например, проведение мастер-классов телевизионных дебатов, что, по мнению руководителя РЦОИТ, сродни театральной науке. "Все должно быть отрепетировано до деталей, - считает он, - только тогда на эти передачи каналы будут отводить прайм-тайм, привлекать лучших ведущих, а избиратели с интересом будут наблюдать за политическим спором. Мы готовы консультировать партии, обучать их функционеров - это все нам по силам". По его мнению, грамотно организованные телевизионные дебаты способны существенно усилить интерес к выборам, повысить конкурентность среди партий. Плотно заняться постановкой дебатов РЦОИТ намерен уже в канун предстоящей думской кампании.

    Поделиться