Международный фестиваль "Территория" посвятил нынешнюю программу Берлину

Вернувшись в Москву после своего прошлогоднего вояжа в Пермь, Международный фестиваль "Территория" обратил свои взгляды на запад и посвятил нынешнюю программу Берлину и современному немецкому искусству.

О том, как это случилось и какую именно "территорию" осваивает фестиваль, мы говорили на "Деловом завтраке" в редакции "РГ" с его учредителями и арт-директорами Евгением Мироновым, Кириллом Серебренниковым, Романом Должанским и Андреем Ураевым.

Российская газета: Евгений, чем для вас, актера психологической школы, важен этот фестиваль современного искусства?

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Евгений Миронов: Существует большая проблема, она касается мозгов, свободы. Я сейчас говорю в первую очередь о себе. Потому что к этому фестивалю я отношусь точно так же, как любой студент из Саратова или Красноярска. Я точно так же, как они, не знаю из этой программы ничего, кроме "Гамлета" Томаса Остермайера. Но мне не стыдно в этом признаться. Ведь большинство артистов, которые работают в других московских театрах, абсолютно не хотят даже задницу поднять, чтобы хоть чуть-чуть узнать, что происходит в мире. Честно говоря, я даже не помню, кто приходил на "Территорию", кроме Лены Морозовой и Марины Голуб. Поэтому мы придумали это не для Москвы, а в первую очередь для молодых людей из провинции, которые очень хотят сами что-то узнать. Что касается моего ремесла, то сейчас мы работаем на холостых движениях, не соединяем в себе различные тенденции мирового театра. В этом смысле я очень благодарен нашему фестивалю. Он мне на многое открыл глаза.

РГ: Почему на этот раз вы направили свой взор в сторону Берлина?

Кирилл Серебренников: Это был социальный заказ. Министерство культуры предложило нам очень органичный для нас проект "Москва-Берлин". Берлин - это удивительнейшее место, после распада Советского Союза оно стало воротами нового Вавилона, куда хлынуло все искусство с Востока и Запада, это та территория, где начали стираться все границы, где рухнула Стена и буквально, и символически.

Берлин - это прежде всего город, который с помощью культуры решает в том числе и социальные проблемы. Культура нужна Берлину, чтобы исследовать межконфессиональные, межнациональные связи, противоречия, исследовать, как разрастается город, как устроена его инфраструктура, гендерные проблемы, проблемы всех видов меньшинств. Это очень молодой город, наполненный творческой энергией, которой, конечно же, нет в Москве. Здесь совершенно другая энергия - энергия больших денег, циркулирующей нефти, она подавляет энергию творчества, искусства. Творческому человеку здесь неуютно, как и любому другому, потому что этот город построен сегодня не для людей, а для людей с мигалками, а это разные подвиды. Мы никоим образом не претендуем на полную картину берлинской жизни, но в программе, как в капле воды, внимательный человек может представить разные направления жизни.

Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ".