Дмитрий Медведев выступил на ярославском форуме с программной речью

Президент Дмитрий Медведев предложил миру пять общих критериев для любого демократического общества, признавая, что сама Россия им соответствует не в полной мере, но демократией все же является.

В тысячелетнем Ярославле прошла вторая крупная встреча мирового экспертного сообщества. Год назад здесь же 500 экспертов из 18 стран мира в рамках международной конференции обсуждали проблемы современного государства и глобальной безопасности. Очередная встреча - уже на мировом политическом форуме - стала тематическим продолжением первой дискуссии. Только на этот раз ее участникам предложили разобрать современное государство с точки зрения стандартов демократии и критериев эффективности.

Чтобы охватить весь спектр демократий и поддержать высокий статус форума, в Ярославль пригласили лидеров ряда стран с разных континентов. От европейской демократии прилетел премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, от азиатской - президент Южной Кореи Ли Мен Бак. Географическое среднее между ними представлял президент России Дмитрий Медведев.

Российский лидер своей речью открывал главное и итоговое пленарное заседание форума. Открывал с минуты молчания в память о жертвах теракта во Владикавказе. "Мы полны решимости довести борьбу с террором в нашей стране до конца, - заверил российский лидер. - У нас нет другого выбора, у нас нет других целей, и эта борьба будет продолжена, а террористы, причастные к таким преступлениям, будут уничтожены".

Любое подобное проявление Дмитрий Медведев воспринимает как очередное испытание самой демократии. И верит в ее возможности. "Демократия в прикладном плане способна избавить от унижений и бедности миллионы людей и в нашей стране, и миллиарды людей в мире", - заявил российский лидер. Поэтому одним из приоритетов внешней политики нашей страны остается заинтересованность, чтобы как можно больше стран следовало стандартам демократии.

 
Видео: Константин Завражин

В этом плане у многих в мире и к самой России есть немало претензий. Часть критики в Кремле воспринимают позитивно, а некоторые оценки считают несправедливыми и тенденциозными. Да и сам Медведев, как он считает, в силу своего положения знает недостатки системы своей страны лучше многих, и это знание позволяет ему не соглашаться с самыми ярыми критиками России.

- Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, что в ней господствуют авторитарные традиции. Это не так, - опроверг он подобные мнения. - Россия, вне всякого сомнения, является демократией. В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это все-таки демократия. Мы в самом начале пути, и в этом плане нам есть над чем работать. Но мы свободны.

Вариативность оценок исходит из разнообразия самой демократии, у которой в каждом отдельном случае могут быть свои исторические корни.

Однако, особо отметил Медведев, общность ценностей все равно объединяет страны. Этими ценностями, в первую очередь, являются права человека. Приверженность им записана в Декларации тысячелетия ООН. Такое же общее признание должно быть и у стандартов демократии.

- Стандарты демократии - а по сути стандарты демократии включают в себя права человека - должны быть международно признанными, - заявил российский лидер. - Только это сделает их действенными. Причем важно то, что совместно вырабатываемые стандарты не могут быть двойными, не могут быть лукавыми, поскольку каждый, кто участвует в их выработке, соответственно, примеряет их на себя.

В таком случае все без исключения страны могли бы следовать этим стандартам, не боясь ограничения своей независимости или демагогии с целью давления ради экономической и геополитической выгоды.

Дмитрий Медведев, не претендуя на истину в последней инстанции, предложил свое видение критериев, которым должно соответствовать современное государство. Стандартов оказалось пять.

- Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов, - считает глава государства. - То есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задает главные ориентиры общественного развития.

Второй стандарт - способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития, за счет чего обеспечивается достойный уровень жизни его граждан. "Чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию", - процитировал Медведев американского социолога Сеймура Липсета. Поддерживая рост благосостояния граждан, государство укрепляет их доверие к демократическим институтам.

В России об этом могут говорить с уверенностью, памятуя о 90-х годах, когда понятие "демократии" в массово бедном обществе приобрело негативный и ругательный оттенок. С экономическим ростом страны все изменилось. "Российская демократия в этом плане стала более понятной. Если хотите, стала рентабельной, - заявил российский лидер. - Она доказала свою состоятельность и сейчас уже не отвергается значительной частью наших людей, не является чуждым явлением".

Третий стандарт связан со способностью государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Причем это тот случай, когда для достижения цели все средства хороши. "Человеческие права и свободы должны быть обеспечены любой ценой", - он вспомнил слова главы Южной Кореи. Демократическое государство в случае трудностей должно не в кусты прятаться, уверен Медведев, а давать подчас жесткий отпор.

- Четвертой отличительной особенностью демократии является, на мой взгляд, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией, - обозначил еще один стандарт президент. - Свободное демократическое общество - это все-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой.

В таком обществе граждане получают больше возможностей и свобод, получают от государства часть функций по поддержанию порядка и стабильности. А низкий уровень культуры в обществе разрушает демократию.

- Демократические институты - это не деловые обыкновения народа, хотя это очень важно, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Это строго установленный перечень норм и правил. Именно норм и правил, и только их неукоснительное соблюдение делает демократию эффективной. А посему демократия - это не только свобода, но и самоограничение.

Наконец, пятый стандарт демократии снова относится к гражданам. Точнее, к их убежденности в том, что они живут в демократическом государстве. "Демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость, - считает президент. - Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: "Вы свободны". Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: "Я свободен".

Именно этот фактор, полагает Медведев, отбрасывает Россию назад. Кто-то привержен патерналистским настроениям, что кто-то другой или государство решит за него все проблемы. Кому-то нравится говорить, что он не свободен и от него ничего не зависит, а это, считает президент, удобная позиция - если ничего не можешь, то ни за что и не отвечаешь. "Это очень удобная позиция, но она опасная", - предупредил он.

- Проблема улучшения демократических институтов - это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами, - подкрепил свою позицию Дмитрий Медведев словами философа и социолога Карла Поппера. - Демократические институты не могут улучшаться сами по себе. Их улучшение зависит от нас самих.

Опережая возможные вопросы и оценки, российский лидер тут же сам проверил демократию своей страны на соответствие озвученным им стандартам. "Я могу честно сказать - только в определенной мере, не до конца, - признал он. - Но я уже сказал, что мы в начале пути, и все присутствующие в зале это отлично знают".

Выступление российского лидера произвело впечатление на участников форума. Президент Южной Кореи Ли Мен Бак увидел у России удачное будущее. "Твердо верю, что потенциал России поистине огромен, - заявил он с трибуны форума. - Уверен, что эта великая страна будет процветать на основе новейших технологий и богатых природных ресурсов и достигнет высшего уровня развития".

Сеул готов в этом помогать Москве. Во всяком случае, президент Южной Кореи полагает, что его страна могла бы стать партнером России в процессе ее модернизации: содействовать созданию транспортной инфраструктуры, работать в сфере энергетики и космоса.

Он подтвердил экономический тезис Медведева на примере своей страны, где динамичное развитие экономики стало краеугольным камнем развития демократии, а ее подъем в свою очередь подтолкнул экономику дальше вперед.

Не сомневается в верности выбранного Россией пути и итальянский премьер Сильвио Берлускони, приехавший на форум слегка неподготовленный. Выйдя к трибуне, он признался, что его плохо проинформировали о темах, которые будут обсуждаться, поэтому написанная ему речь совершенно не подходит. Пришлось премьеру импровизировать. "Нет формы управления, которая могла бы быть лучше демократии, даже если она имеет некоторые дефекты и недостатки, - подчеркнул он. - Демократия - это единственная возможность улучшения общества".

Этой дорогой после долгих лет коммунистического строя, после времен "холодной войны" пошли в России. "Думаю, что после долгого периода нахождения под коммунистическим режимом, режимом, который видел людей на службе у государства, Россия на самом деле вступила на демократический путь и делает на нем шаги", - заявил Берлускони.