Тебя одевают в специальное снаряжение так, будто ты отправляешься покорять Эверест. Потом подводят к самому краю моста или крыши, ласково убаюкивают словами "все будет хорошо" и ставят перед фактом - прыгай.
Роупджампинг - это прыжки с высоты на альпинистской веревке. Безумно, отчаянно и очень доступно. Для любителей экстрима это один из наиболее недорогих и безопасных видов активного спорта. Конечно, если траектория и натяжение веревки рассчитаны правильно.
- Когда я впервые решила поучаствовать в роупджампинге, мне было очень страшно. Я понимала, что вокруг профессионалы, живые и здоровые - косвенное доказательство того, что, вероятно, и я останусь в живых, - рассказывает Лена, которая сама недавно увлеклась экстримом. - Я постоянно просила ребят подождать еще минутку. "Сейчас-сейчас прыгну. Нет, минута еще не прошла!" - повторяла я, но мои руки намертво сжимали бордюр моста. Минут двадцать я выслушивала успокоительные речи инструктора. Он то и дело повторял: "Не бойся, первый раз всегда страшно, только разожми руки...", а я упорно мучила мост, не желая выпускать его из своих объятий. В конце концов инструктор сжалился. Он взял меня за руки и с разочарованным видом притянул к себе. Я знала, что спасовала, и была невероятно счастлива примерно секунду. А в следующую уже летела вниз и мысленно проклинала его на весь район.
Роупджампинг появился в конце 80-х, отцом-основателем всего этого сумасшествия стал известный экстремал Дэн Осман. Начинал он как скалолаз и своей целью ставил преодоление страха за счет самого страха. Иначе говоря, Дэн пытался научиться контролировать те чувства, которые испытывал при падении. Он верил: если заставлять себя падать умышленно, можно выработать определенный иммунитет и лазать без боязни упасть. К несчастью, когда Осман в очередной раз проверял свой метод на прочность, он погиб, сорвавшись с высоты примерно в 340 метров.
Дэн Осман стал легендой, а идея осталась жить. Его последователи есть почти в каждом российском городе.
- Многие говорят, что испытывают ощущение свободы, которое естественно во время полета. Ну так вот. "Свободой" там и не пахнет - ты цепляешься за веревку чуть ли не зубами, то есть в какой-то степени это мини-подвиг, а не просто полет ради эфемерного чувства раскрепощенности, - рассказывает Саша, которая знает, о чем говорит, поскольку проделывала этот самый подвиг много раз. Она прыгала не только с подмосковных мостов, но и с высотных зданий, при этом свой первый "полет" она совершила именно занимаясь роупджампингом. - Прыгать с парашютом мне показалось банальным, да и страшновато для первого опыта. Банджиджампинг вообще внушает священный ужас - это ж прыгать, когда у тебя закреплены только ноги!
Роупджампинг, или в переводе на русский язык прыжок с веревкой, не считается самым опасным способом покончить с боязнью высоты. Есть еще прыжки с парашютом и банджи- джампинг, которого так боится Саша.
- К "роупу" я пришла не сразу. Сначала увлекалась лазанием по крышам и прочим труднодоступным местам. Роупджампинг просто стал логическим продолжением исследований себя и мира, - признается Саша. - Но, честно говоря, первый раз дался мне нелегко. Дело в том, что когда стоишь внизу, прыжок кажется плевым делом. Видимо, по- этому я смело позволила нарядить себя в альпинистское снаряжение и бодрым шагом зашагала наверх к мосту, который, к слову, высотой был примерно с семиэтажное здание. Но, глянув вниз, я поняла, что... что лучше слезать. Рожденный ползать летать не может! В общем, я стояла на мосту минут 15 и, трясясь от страха, размышляла о вечном. В итоге меня подвигло на решающий шаг следующее. Один из "бывалых" сказал мне: "Если ты, стоя сейчас, уже готовая к прыжку, слезешь и не прыгнешь, то не простишь себе этого никогда". И я прыгнула...
Вы когда-нибудь падали во сне? Здесь точно так же. Но пока летишь, полторы секунды превращаются в десять минут, ты не понимаешь, бьется ли у тебя сердце, дышишь ли ты и где вообще находишься. А потом, когда веревка натягивается до предела, переживаешь вторую волну - тебя дергает вверх - свободный полет, и ты просто раскачиваешься, как на тарзанке. И вот только тогда уже ты можешь кричать, орать и осознавать свое тело.
Роупджампинг не запрещен, как и банджиджампинг, а с ними и прочие схожие по определению виды экстремальной деятельности. Вопрос только в месте, где предлагается прыгать. На частной территории, на охраняемых объектах, жилых домах, памятниках природы и истории, естественно, могут возникнуть проблемы с милицией. В основном "прыгуны" обитают за городом. Там под мостами не оживленная дорога, а речка, да и с милицией, если надо, можно договориться.
На сегодняшний день любителей спрыгивать с мостов и высотных зданий очень много. Часто роупджамперы собираются в спортивных клубах или клубах для альпинистов, скалолазов. Попробовать может каждый, кто достаточно смел и весит менее 100-140 килограммов - это вопрос безопасности. Что касается стоимости такого развлечения, то она, как правило, не высока. Один прыжок обойдется около 250-500 рублей, но в основном это дело договорное.
- С точки зрения психофизиологии есть несколько причин, почему люди решаются на прыжки с высотных объектов, - объясняет психолог Ольга Маховская. - Во-первых, это стремление к риску, желание перейти дозволенную границу, понять предел своих возможностей. Во-вторых, это тяга к адреналину. Полет, пускай и длящийся несколько секунд, дает организму мощный заряд радости, адреналина. Попробовав это раз, человек, вполне естественно, может захотеть еще. Ну и кроме того, за счет такого отчаянного поступка многие спасаются от невроза. Люди, что называется, спускают пар, выплескивают эмоции.
Прыгнуть вниз с большой высоты - это опасно, хотя с технической точки зрения многое может говорить об обратном. Это сродни русской рулетке, когда исход не известен наверняка. Многие решают прыгнуть просто так, на авось. Для них это как повод сойти за героя, хоть и абсолютно бесполезного для окружающих. Это как философия жизни. Однако у нее есть и обратная сторона - зависимость. Приток адреналина, который наступает после прыжка, может затмить прочие желания. Мужчина может нуждаться в этих ощущениях больше, чем в женщине.