На следующей неделе депутаты Госдумы решат вопрос невостребованных дивидендов в акционерных обществах (АО) и чистой прибыли, не распределенной между участниками общества с ограниченной ответственностью. В первом чтении планируется рассмотреть соответствующие поправки в законодательство.
По мнению экспертов, проблема принятия подобного закона назрела и, в первую очередь, в отношении предприятий, прошедших процедуру акционирования в процессе приватизации, в результате которого миноритарными акционерами стали миллионы работников предприятий. "На сегодняшний день мы имеем сотни и тысячи "мертвых душ" - акционеров, которые по тем или иным причинам годами не принимают участия в деятельности общества и не получают начисленные дивиденды, - рассказал Алексей Корзенков, руководитель юридического департамента ИК "Грандис Капитал". - К таким относятся безвестно отсутствующие, умершие, акционеры, которые давно не проживают по адресам, указанным в реестре, и которых найти порой просто невозможно. Сегодня практически в 95% АО, созданных путем приватизации в 90-х годах, есть "мертвые души". В результате мы имеем ситуацию, когда общества аккумулируют порой значительные денежные средства в виде невостребованных акционерами дивидендов. Они хранятся на счетах обществ и никак не используются для целей извлечения прибыли".
Законопроект, по мнению эксперта, снимает ряд острых проблем. В частности, обществам разрешается относить невостребованные дивиденды на чистую прибыль и использовать по своему усмотрению. Кроме того, у обществ снимается риск возникновения убытков в результате истребования акционерами дивидендов в полном размере.
Документ устанавливает единый срок для обращения акционеров с требованием о выплате объявленных дивидендов - 5 лет со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятии решения о выплате дивидендов. "Следует обратить внимание на такой немаловажный момент, что предъявление требований о выплате объявленных дивидендов, срок выплаты которых наступил до дня вступления в силу настоящего закона, возможно исключительно в пределах пяти лет до указанной даты, - уточнил Алексей Корзенков. - Тем самым законодатель решает правовую коллизию, возникающую в судебных спорах в части определения сроков исковой давности по своевременно не полученным дивидендам".
В отношении выплаты части распределенной прибыли участникам ООО законодатель предлагает применить аналогичную с АО правовую конструкцию. Поправки также вводят императивную норму при определении сроков выплаты дивидендов в АО и распределенной прибыли в ООО - срок выплаты не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате. "Эта мера в первую очередь направлена на защиту прав миноритариев, поскольку действующие редакции федеральных законов об АО и ООО позволяют обществам в уставах существенно увеличивать сроки выплаты", - отметил Алексей Корзенков.
При всех плюсах законопроекта, есть моменты, которые смущают экспертов. В частности, ограничение случаев, при которых лица, имеющие право на получение дивидендов, могут восстановить срок для обращения с требованием о выплате объявленных дивидендов - исключительно в случаях, если заявление на получение дивидендов не подавалось под влиянием насилия или угроз. "Указанные причины неподачи заявления на получение дивидендов крайне сложно доказуемы на практике, потому в этой части законопроект недоработан, - считает Анна Мелкумян, юрисконсульт ГК "Аудит А". - В число таких исключительных случаев, на наш взгляд, необходимо включить: по состоянию здоровья, нахождение за пределами РФ в течение длительного времени, по иным не зависящим от получателей причинам.
Не доработан, по мнению эксперта, вопрос, посвященный правовому режиму невостребованных дивидендов. "Вполне можно было бы на примере Великобритании на законодательном уровне разрешить обществам использовать денежные средства, выделенные для выплаты дивидендов в интересах обществ до момента их востребования управомоченным получателем", - отметила Анна Мелкумян.