Ради российских гастролей музыканты даже разучили "Калинку", а Оззи Осборн - как мог - снова носился по сцене. Выдавал свои фирменные ужимки и вампирско-плутовские танцы. Выливал то на себя, то на благодарных зрителей ведра воды. И, кажется, снова был счастлив, несмотря на все обрушившиеся на него за последнее время неприятности.
Новый альбом "Scream" - очень мощный, концептуальный и напористый. При этом - простой по гармониям и сложный по заложенным в нем темам. Накануне концерта обозреватель "РГ" задал Оззи Осборну несколько вопросов.
Российская Газета: Вы записывали "Крик" (так переводится название - прим. А. А.) в очень непростой для себя период (у Оззи врачи обнаружили ворох заболеваний, среди которых оказался и рассеянный склероз, а у его жены Шарон диагностировали рак, отчего сын Джек с горя запил и увлекся наркотиками - прим. А. А.). Да и в группе сменились музыканты (из состава, работавшего над диском 2007 года "Black Rain" выжил лишь басист Бласко - прим. А. А.). Как все эти обстоятельства сказались в работе над нынешним альбомом?
Оззи Осборн: Мне было проще, поскольку теперь я могу себе позволить иметь студию дома. Вот я и уходил туда: думал, работал. Очень много работал. Может даже и излишне много. В итоге запись "Scream" продолжалась очень долго. Оттого следующий мой альбом будет уже более живым (Осборн не стал уточнять - будет ли это "концертник" или модный ныне вариант записи в live-варианте, когда группа собирается и играет вместе в студии, без кропотливого наложения партий различных инструментов - прим. А. А.).
РГ: Как в составе вашей группы появился Адам Уэйкман (музыкант с классическим образованием, сын Рика Уэйкмана - автора легендарных рок-опер "The Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table", "Six Wives Of Henry VIII" и других - прим. А. А.)?
Осборн: Мы давно знакомы с его отцом, еще с тех пор как Рик играл в группе Yes. И сейчас общаемся. Вот он и предложил. Я послушал Адама и пригласил в группу. Хороший парень и музыкант. Спокойный и очень образованный. Он играет у меня не только на клавишных, но и на ритм-гитаре (это первый случай, когда с Оззи играют сразу два гитариста и басист, отчего звучание группы становится более плотным и маневренным - прим. А. А.).
Осборн сознательно не заострял внимание на новом альбоме, не хвалил его, на что, конечно, имел все права. И даже не комментировал пожалуй прежде не свойственное ему смиренное человеколюбие, выразившееся, например, в завершающей песне диска - "I Love You All". Благодаря чему иные критики сочли "Scream" чуть ли не завещанием легендарного музыканта. Но в Санкт-Петербурге и Москве Оззи Осборн лихо появился на сцене, и ни о каких завещаниях, похоже, и думать не хотел. Хотя ставку в мировом туре "Scream" сделал все-таки не на этот релиз, а на главные хиты своей славной карьеры, начиная с Black Sabbath. В дебюте был "Bark At The Moon", после него - "Let Me Hear Your Scream" (первый сингл с нового диска), ну а дальше уже исполнялась проверенная успехом и внушительными гонорарами классика : "I Don’t Know", "Suiside Solution", "Shot In The Dark".
Иные песни обрели теперь новое звучание - в первую очередь благодаря гитаристу-дебютанту - греку Костасу Карамитродиусу, чье имя для удобства фанатов в группе сократили до Gus G. Это длинноволосый парень долгое время держался в тени, но когда Оззи после часа пения и куросения на сцене отправился за кулисы попить любимого черного английского чая, без босса разошелся не на шутку. Басист и ударник неутомимо вкалачивали ноты будто бы выковывали на наковальне металлическо-драгоценные мелодии. А гитарист самозабвенно разбрасывал в зал пригорышни витиеватых импровизаций. Группа сыграла при этом и нашу "Калинку", специально разученную ради российских гастролей.
При этом у нового клавшника Адама Уэйкмана работы было немного, в основном он играл подклады, обеспечивая массивность и плотность звучания, притаившись в углу сцены. Но порой парню надоедало там стоять, и он не спеша надевал гитару. Молчаливо и без доли эмоций выходил держать ритм. Ни разу не претендуя на то, чтобы сыграть и соло. С величественностью долговязого фавна он не спешно разгуливал перед ударной установкой, будто бы смущенный юноша на первом робком свидании. Такого флегаматичного гитариста, наверное, еще надо было поискать… Адам не сделал ни одного движения или "па", чтобы понравиться публике. Зато остальные музыканты подобно боссу являли пример куража и неистовства. У барабанщика Томми Клафетоса наверное не пудовый, а двухпудовый удар. Даже странно как сам музыкант ни разу не слетел вниз с расположенной на возвышении сцены барабанной установки. Остальные двое были ему под стать. Лидер-гитарист и басист равноудалено расположились по углам сцены, будто бы стоящий в центре Оззи вымерял расстояния по линейке. При этом Гас Джи так лихо мотал головой, что длинные его волосы летали по ветру словно воздушные змеи, - странно, что ни разу не запутались в колках и струнах. Наверное, и в том требовался виртуозный расчет. А Бласко живописно буйствовал с бас-гитарой в позе мушкетера-дуэльянта, выщипывая из своего инструмента зычные низкие ноты.
Наверное, никогда еще группа Оззи не звучала так мощно и тяжело.
Оттого в программе практически не нашлось место медлякам (коих у Осборна, впрочем, крайне мало), похоже, музыкантам было просто жаль сдерживать свой темперамент. В итоге особенно повезло хитам Black Sabbath - "Iron Man" (которого Оззи вновь вернул в концертную программу) был сыгран, как сказали бы поклонники смежных жанров, "с выходом" - с дополнительными развернутыми гитарными соло. И "Paranoid" вместо с двух с лишним минут звучал почти пять. Чувствовалось, что музыкантам просто не хотелось так быстро завершать эту безбашенную песню. При этом удивительно, что из всего репертуара Black Sabbath Оззи привычно фокусируется на материале двух первых альбомов, регулярно игнорируя "Sabbath Bloody Sabbath", "Sabotage" и "Vol. 4". Учитывая мощь и мастерство нынешнего состава, Оззи вполне мог бы на это и решиться.
Ледовый дворец "Мегаспорт" в Москве оказался практически заполнен, пустовали лишь места в верхних секторах. В центре сцены голосил и махал руками в такт песням великий и ужасный Оззи. Кажется , только он умеет так пританцовывать, сжимая в руках микрофонную стойку и сгибя коленки в такт музыке. Уже не очень спешно, но оттого не менее задиристо и порой загребая ногами как веслами, Осборн охотно перемещался по авансцене - дирижировал залом и давал указания - чьи голоса он сейчас особенно хочет услышать. Он по-прежнему собирает по миру стадионы (редкость для рок-звезд, чья карьера началась еще в конце 60-х).
Жаль только что сцена оказалась оформлена почти консервативно: зрители давно привыкли к фейерверкам (как у Metallica), или к затейливым фигурам талисманов рок-групп, лихо "выступающих" у них на "подтанцовках" (тот же Эдди у Iron Maiden). А тем более - к видео-ряду, проецируемому на задник сцены (так у подавляющего количества современных рок-звезд, в том числе и у отечественных ). Но Оззи, похоже, предпочел сделать все в традициях 70-х. Впрочем, это совсем не мешало восторженному приему зала. Зато экономное отсутствие больших экранов, на которых могло бы проецироваться происходящее на сцене, разочаровывало зрителей верхних ярусов или задних рядов дальнего от сцены партера. Зато лично я видел пару бабушек, которые под приличный залог ссужали фанатов маленькими театральными биноклями…
Осборн вновь продемонстрировал самозабвенную форму, пел мощно и раскатисто, неутомимо держал дыхание и был как всегда куражным и компанейским старшим другом для зрителей. При этом почти исключил в общения с публикой бравирующее-лапидарную лексику. То, что у Оззи уже пятеро внуков наверняка сказывается и на его принципах. В песне "Killer Of Giants" мэтр промахнулся с тональностью, гитарист такого явно не ожидал, зато Адам Уэйкман немедленно "втопил" клавишы, заглушая разночтения. Но ведь и для этого тоже нужны верные коллеги и единомышленники - выручать в трудную минуту, даже столь неукротимого и могущественного босса.