13.09.2010 23:45
    Поделиться

    Олег Панкратов: В ближайшие 10 лет для развития инфраструктуры РФ необходим триллион долларов США

    16 сентября в Сочи начинает работу Международный инвестиционный форум. Его главная цель - привлечь интерес инвесторов к проектам государственно-частного партнерства (ГЧП). Реальна ли эта задача, мы спросили у участника форума, члена Экспертного совета Центра развития государственно-частного партнерства Олега Панкратова.

    - Олег Владимирович, почему в России механизм ГЧП является по сути единственным способом реализации инфраструктурных проектов?

    - Государственно-частное партнерство (ГЧП) отлично зарекомендовало себя как в развитых, так и в развивающихся странах. По сравнению с госзакупками (т.е. прямыми инвестициями государства), ГЧП имеет ряд преимуществ. Во-первых, как правило, проекты ГЧП реализуются в рамках выделенного бюджета и в строго отведенные сроки. Во-вторых, частные инвесторы великолепно знают отрасли, в которых они работают. Они знают, как наиболее эффективно расходовать средства, умеют строить качественно и в срок. В-третьих, очень важно, что зачастую частные инвесторы используют передовые технологии (это особенно актуально, когда в проект привлекаются иностранные партнеры). Механизм ГЧП также экономически выгоден, так как позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет.

    - Почему важна государственная составляющая?

    - Во всех странах строительство инфраструктуры является государственной прерогативой. Поддержка государства, как правило, заключается в выделении территорий, помощи с получением необходимых разрешений. Государство может только передать инвестору какой-либо объект в концессию, т.е. позволить в обмен на инвестиционные обязательства извлекать прибыль из этого объекта.

    - Как вы оцениваете емкость рынка инфраструктурных проектов в России?

    - На самом деле цифра известна и неоднократно озвучивалась правительством. В ближайшие 10 лет для развития инфраструктуры в России необходим триллион долларов США. Сумма колоссальная. И если действительно большая часть этих проектов будет реализовываться в рамках государственно-частного партнерства, то наша страна выйдет на одно из первых мест в мире по объему проектов, реализуемых с помощью механизма ГЧП.

    - Какие проекты в сфере ГЧП сегодня реализуются в России?

    - Сегодня в России реализуется ряд интересных проектов. Не так много, как хотелось бы: к сожалению, финансовый кризис серьезно повлиял на этот рынок. Вместе с тем в конце апреля 2010 г. три достаточно крупных проекта объявили о получении финансирования, в том числе проект модернизации петербургского аэропорта Пулково. Это один из крупнейших проектов развития транспортной инфраструктуры.

    - Как вам кажется, насколько инфраструктурные проекты интересны международным инвесторам?

    - Безусловно, такие проекты очень интересны международным инвесторам. Сегодня зарубежные инвестиции присутствуют во всех ключевых инфраструктурных проектах в России. Возьмем, к примеру, проект модернизации аэропорта Пулково. Международные инвесторы есть как среди акционеров (Fraport AG, Copelouzos), так и среди кредиторов проекта (ЕБРР, Международная финансовая корпорация). Кроме того, из девяти консорциумов, которые принимали участие в конкурсе на право заключения Соглашения о государственно-частном партнерстве с правительством Санкт-Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково", только один был чисто российским.

    Другой пример - проект мусороперерабатывающего завода в Янино. Этот проект также привлекает серьезное внимание иностранных инвесторов.

    - Как финансируются данные проекты: за счет частного капитала или госсредств?

    - В России инфраструктурные проекты чаще всего реализуются с использованием государственных средств. Это могут быть государственные гарантии, субсидии или прямые инвестиции. Кроме того, в настоящее время разрабатывается механизм привлечения ресурсов с помощью инфраструктурных облигаций.

    Вместе с тем классическая схема государственно-частного партнерства подразумевает, что частный инвестор полностью финансирует проект. Пока что в России есть только один пример классической схемы - модернизация аэропорта Пулково. Долговое финансирование было привлечено без гарантий государства - синдицированный кредит был предоставлен институтами развития (такими как ВЭБ, ЕБРР) и коммерческими банками (UniCredit, Standard Bank и др.). При этом ставки по кредитам оказались весьма привлекательными. Более того, сам факт привлечения долгосрочного финансирования (на 15 лет) - это серьезное достижение. Известно, что именно отсутствие долгосрочных ресурсов было основным тормозом развития инфраструктуры в России. Безусловно, низкие ставки по кредитам на финансирование реконструкции Пулково стали возможны благодаря солидным инвесторам (ВТБ Капитал, Fraport AG, оператор аэропорта во Франкфурте-на-Майне, Copelouzos Group, греческая инвестиционная группа), перспективности проекта, стабильному денежному потоку, который генерирует аэропорт.

    - Какие источники долгового финансирования используются для реализации инфраструктурных проектов?

    - Во-первых, это кредиты институтов развития. Дополнительный способ привлечения долгового финансирования - страховка политических рисков кредиторов. Такие "страховки" выдают организации, задача которых заключается в продвижении инвестиций. К "политическим" относят риски, связанные с возможностью конвертации местной валюты в иностранную, с войной, экспроприацией и т. д. Впрочем, зачастую западные коммерческие банки требуют "страховку" не потому, что видят необходимость покрывать политические риски. Дело в том, что кредиты, застрахованные от политических рисков через Multilateral Investment Guarantee Agency, учитываются вне страновых лимитов. Таким образом, банки могут отражать их в другой категории задолженности и тем самым предоставлять заемные ресурсы, невзирая на лимиты.

    Во-вторых, это кредиты коммерческих банков (как западных, так и российских). Как правило, западные банки предпочитают участвовать в синдикате, тогда как российские кредиторы предпочитают единоличное участие в проекте. При наличии иностранных поставщиков возможно получение гарантий кредитов (и удешевление их стоимости) со стороны экспортных кредитных агентств.

    Перспективным инструментом финансирования проектов является выпуск инфраструктурных облигаций. Обязательства по таким ценным бумагам могут гарантироваться правительством РФ. Данный механизм широко используется в различных странах мира, однако в России он пока не опробован.

    Как правило, кредитование инфраструктурного проекта - это комбинация из перечисленных вариантов.

    - Расскажите о долговых ресурсах для Пулково.

    - Общий объем инвестиций, привлеченных для развития и реконструкции аэропорта, составляет 1,2 млрд евро, из которых за счет долгосрочных кредитов будет профинансировано более 700 млн евро без каких-либо субсидий и бюджетной поддержки со стороны государства. В июле 2010 г. консорциум "Воздушные Ворота Северной Столицы", ЕБРР и МФК успешно закрыли синдикацию коммерческого транша (B-loan) на финансирование реконструкции аэропорта Пулково на сумму 200 млн евро. Интерес к сделке от западных коммерческих банков был настолько высок, что объем поданных заявок в два раза превысил сумму синдицируемого транша. Надеюсь, успех проекта откроет доступ к долгосрочным кредитам и для других инфраструктурных проектов - таких, как строительство Надземного экспресса и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге.

    Поделиться