13.09.2010 23:10
    Поделиться

    Одой "К радости" завершил Михаил Плетнев Большой фестиваль РНО

    Бетховенско-шиллеровский призыв "Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!" прозвучал в Концертном зале Чайковского, где в последний вечер Большого фестиваля РНО в Москве Михаил Плетнев, Российский Национальный оркестр и сводный хор в пятьсот человек исполняли 9-ю Симфонию Бетховена.

    Знаменитый финал бетховенской симфонии превратился в грандиозное музыкальное действо, охватившее не только сцену, но и зал, где поверх восторженных голов публики навстречу оркестру и солистам - с верхних ярусов и лож, неслись дружные ликования хоров, восхвалявших "дух света", "мир и радость", "стойкость в муке нетерпимой". И этот апофеоз радости, буквально высеченный Бетховеном из "натиска и бури" трагедий его собственной жизни и катаклизмов человеческой истории, как нельзя лучше соответствовал настрою музыкантов и Михаила Плетнева, отмечающих в этом году 20-летие со дня основания Российского Национального оркестра.

    Второй Большой фестиваль в Москве стал для них своего рода творческим рапортом, подтвердившим, что РНО - оркестр высочайшего мирового класса, исполняющий сочинения от барокко до опусов XXI века не только с эталонным оркестровым качеством, но и с очень индивидуальным, внятным, а порой неожиданным интерпретационным подходом. Почерк РНО не узнать невозможно: это всегда ясность и прозрачность оркестрового звука, прочное интеллектуальное основание трактовки, уравновешенный темпоритм без хлестких гипербол, действующих на публику неотразимо. Во всем - пропорция и мера, сдержанная, почти аскетическая красота. Это те качества, которые отличали и Михаила Плетнева - пианиста. К нему, как к музыканту, собственно, и применимо само понятие "классического". Услышать интерпретацию Плетнева - всегда означает, добраться до объективного - глубинного (или, наоборот, высшего) - слоя смысла. Именно поэтому его выступления с Российским Национальным оркестром, его интерпретации всегда привлекают внимание - причем каждая программа - будь то Чайковский, Бах, Вагнер, Бетховен или оперная партитура. И именно поэтому в прошлом году первый Большой фестиваль РНО в Москве сразу был признан крупнейшим музыкальным событием сезона, а нынешний - по счету второй, не опустил свою планку.

    РНО предстал в Концертном зале Чайковского в разных амплуа - от детского танцевального шоу на музыку балета Стравинского "Жар-птица", камерной программы барочной и современной музыки с участием сопрано Лоры Клейкомб (США), концертного исполнения оперы Россини "Золушка", премьер партитур российских композиторов, победивших в первом онлайн-конкурсе, организованном интернет-порталом YouTube, до мистериального по духу заключительного вечера, где прозвучали кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин" и 9-я симфония Бетховена со сводным хором, в состав которого вошли Московский камерный хор под руководством Владимира Минина и "Мастера хорового пения" Российского музыкального телерадиоцентра, Московский Синодальный хор, вузовские коллективы - Института музыки им. Шнитке, МГУ, МИФИ, Омского университета. Причем всей этой грандиозной музыкальной массой Плетнев руководил без партитуры, наизусть, стремительно разворачиваясь по кругу и давая жест одновременно оркестру, солистам и хорам, окружившим зал по линии верхнего яруса.

    Надо заметить, что все программы фестиваля были артистически продуманы, включая гостевые выступления - "короля цыганской скрипки" Роби Лакатоша и знаменитого Максима Венгерова, который впервые за последние годы вышел на сцену не только с дирижерской палочкой, но и со скрипкой в руках, сыграв к восторгу московской публики бетховенский "Романс". Он же дирижировал Лоре Клейкомб, которая сумела придать хрупкую изысканность и "соловьиную" легкость труднейшему Концерту для колоратурного сопрано и оркестра Глиэра. Самым же стильным проектом оказалось исполнение РНО (дирижер Теодор Курентзис) новой музыки российских композиторов - победителей онлайн-конкурса YouTube. Этот радикальный и красивый жест, сделанный в сторону ныне живущих российских композиторов, чьи сочинения собрали, между прочим, полный зал имени Чайковского, должен (просто обязан) стать началом новой практики существования современной музыки в России.

    Михаил Плетнев построил прощальный вечер фестиваля на музыке с "духовным" подтекстом - начав с реквиемного настроя кантаты "Иоанн Дамаскин", со знаменного распева "Со Святыми упокой", со строгого молитвенного тона, он постепенно, по "невидимым ступеням" привел музыкантов и зал к финальному торжеству в 9-й симфонии: к радости, звучавшей у него почти пасхальным ликованием. По сути же, сотворил на концерте мистерию - от смерти к жизни.

    Поделиться