Министерство экономического развития подготовило предложения для правительства РФ по новой схеме взимания пошлин на экспорт медной и никелевой руд. Окончательное решение, которое будет оформлено правительственным постановлением, намечено принять до конца текущего месяца. А новые ставки пошлин будут введены с будущего года. Как отметил замминистра экономического развития Алексей Лихачев, ведомство будет настаивать на такой формуле пошлин, которая в отличие от прежней будет жестко увязана с биржевой конъюнктурой.
А. Лихачев пояснил, что "новая формула позволит снять крупную дополнительную маржу с экспортеров, например, никеля, особенно в том случае, если среднемировые цены выходят за коридор в $15-17 тыс. за тонну".
В настоящее время есть два подхода к решению этого вопроса. Первый, инициируемый МЭР, таков: меднорудная экспортная пошлина может не взиматься, если средняя биржевая цена (СБЦ) за тонну - не более $3 тыс. Пятипроцентный уровень этой пошлины предлагается при СБЦ не больше $3,75 тыс., а далее - в $187,5 и 375 за тонну, если уровень СБЦ будет соответственно до $5 тыс. и более $5 тыс. за одну тонну медной руды. При этом при пошлине в 187,5 долл. предложено еще взимать 15% с каждого доллара, полученного в качестве дохода от роста мировых цен, а при 375-долларовой "планке" пошлины - дополнительно взиматься будет 30% с долларового экспортного дохода. В свою очередь минфин предлагает щадящий пошлинный режим по медному сырью: единый уровень пошлин в размере 10%.
К середине сентября ведомства предварительно согласовали новые пошлины на никелиевую руду. А именно: при биржевой цене $12 тыс. за тонну вводится нулевая ставка; при $12-15 тыс. - 5%-я ставка. Если же никелиевая СБЦ будет в коридоре $15-20 тыс. за тонну, пошлина составит 750 долл. плюс 15% с каждого экспортного доллара. Далее, соответственно, 1,5 тыс. долл. плюс дополнительные 30% с экспортной выручки - при СБЦ более чем в $20 тыс.
Россия в последние годы увеличивает экспорт медной и никелиевой руд, чему способствует не только благоприятная мировая конъюнктура по этим товарам, но и, можно сказать, символический уровень экспортных пошлин. Ныне их уровень для никелевой руды не превышает 5%, а для медной - вообще нулевая ставка. Что, по мнению многих специалистов, "уводит" все больший объем медного и никелевого сырья на экспорт, зачастую в ущерб спросу российской цветной металлургии на эти виды руд.
Как отмечалось на недавнем заседании правительственной комиссии по таможенному регулированию и защитным мерам во внешней торговле, упомянутые формулы по этим пошлинам направлены прежде всего на то, чтобы не только внутренний рынок, но и государство оперативнее реагировало на мировые ценовые тенденции. При этом поправки, касающиеся рыночных методов корректировки экспортно-импортных пошлин, внесены в законодательство о таможенном тарифе. Отмечалось также, что, по оценкам Минфина России, при введении новых никелевых, например, пошлин ежегодно российский бюджет в 2011-2013 гг. будет пополняться на 5,4-6,5 млрд руб.
Однако точки зрения экспертов по упомянутым вопросам разнятся. Так, по мнению аналитика Unicredit Марата Габитова, при изменении ставок экспортных пошлин исходя из мировых биржевых цен нужно учитывать, что, к примеру, почти 100% добываемых в РФ меди и никеля идут на экспорт. Но, как полагает Тимур Хайруллин, замначальника аналитического отдела ИК "Грандис Капитал", при новой пошлинной схеме и текущих ценах продуценты никеля и меди могут потерять, соответственно, до 9 и 15% экспортной выручки. Хотя, как он считает, поскольку экспортируется лишь часть производимого в РФ никеля, потери металлургов будут "терпимыми". В большей мере потери коснутся поставщиков меди, ибо, повторим, львиная доля ее добычи, как и медных полуфабрикатов, направляется на экспорт.