В Москве прошел "IX Международный саммит розничной индустрии России: 1000 первых вместе!". Главными темами для обсуждений стали новые стратегии развития бизнеса и практика применения и дальнейшего развития закона о торговле.
Одной из таких стратегий стала нацеленность на минимизацию издержек и стремление к пониманию истинных нужд конечного потребителя. Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис вывел формулу современного успешного бизнеса:
"Основные усилия должны быть направлены на покупателя, на понимание его нужд и на рост эффективности продукта. Должна быть конкуренция за покупателя и конкуренция за издержки. Тот, кто победит в издержках и завоюет покупателя, тот и выиграет в конкурентной борьбе".
Участники саммита сошлись во мнении, что основой конкурентоспособного бизнеса должна стать борьба за издержки, качество и сервис. "Если 10-15 лет назад все пытались продать то, что купили, то сегодня все хотят купить то, что продается. В скором времени приоритетом станет борьба за конечного покупателя", - подчеркнул президент "Мегаполис" Сергей Кациев.
Эксперты отметили еще одну укрепившуюся тенденцию: ретейлеры стали формировать свой ассортимент с оглядкой на потребителя.
"Именно наши потребители должны определять то, что наиболее предпочтительно их потреблению, - заявил директор Союза независимых сетей России Александр Мальчевский. - Конечно, крупные ретейлеры формируют спрос, но давайте не забывать и о другой стороне медали. На рынке есть определенные тенденции, когда более мелкие ретейлеры внимательнее следят за теми предпочтениями, которые есть у потребителя. И с оглядкой на эти предпочтения они формируют ассортимент".
Особое внимание делегаты саммита уделили практике применения закона о торговле и вступившим в силу с 1 августа поправкам. С помощью представителей власти участники рынка пытались разобраться в спорных моментах трактования наиболее важных статей.
"Ключевым показателем качества закона является формирование им прозрачных правил игры, - отметил генеральный директор Infoline Аналитика Михаил Бурмистров. - К сожалению, на текущий момент закон о торговле, несмотря на ряд его позитивных моментов, оказался слишком сложен и не до конца понятен не только участникам рынка, но и профессиональным юристам и исполнительной власти. Поэтому над законопроектом еще следует поработать".
Также к негативным чертам закона Михаил Бурмистров отнес отсутствие административной ответственности за его исполнение. Вступление в силу поправок 1 августа совпало с негативными погодными условиями и неурожаем. Это привело к тому, что государство начало пытаться управлять торговой отраслью в ручном режиме. Такая политика власти не понравилась ретейлерам.
По мнению участников саммита, снижать цены, завозить гречку и использовать другие подобные методы - это как раз те проблемы, которые не должны решать государственные органы в условиях демократической страны, свободного рынка и прозрачной законодательной системы.
Директор департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олег Сазанов согласен с подобной точкой зрения участников рынка розничной индустрии. По его мнению, основная задача департамента - наблюдать за ходом реализации закона: "Как вы знаете, для его реализации необходимо принять целый пакет подзаконных актов, - отметил Олег Сазанов. - Нужно продолжать мониторинг с точки зрения соблюдения 13-й, 14-й и 15-й статей закона. Вполне возможно, что результатом этой работы станет возможность предложить какие-то поправки. В закон еще будут вноситься поправки, но, скорее всего, не раньше следующего года".
Не обошло стороной обсуждение нововведений в регулировании оборота алкогольной и табачной продукции. По новой системе лицензирования, места продаж алкоголя станут упорядоченными. О немаловажности такого решения рассказал член Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Виктор Звагельский: "По измененной системе лицензирования будет введена упорядоченность мест продаж алкогольной продукции. Это будет стационарное, отвечающее новым требованиям помещение, где будет продаваться алкоголь и пиво. Мы очень надеемся, что разделения между крепким и некрепким алкоголем не будет, несмотря на то что оборот от пива может достигать 70% от оборота всей торговой точки и давать основную выручку. И все же это следует привести к однозначному знаменателю, как это делают во всем мире".
Виктор Звагельский отметил, что когда была введена минимальная цена на алкогольную продукцию, ретейл, на удивление, отреагировал на это очень оперативно. В течение двух-трех недель продукция, которая не отвечала минимальной цене, исчезла с полок.
"Сейчас это по-прежнему соблюдается, и даже не с учетом того, что проходят достаточно частые проверки, а соблюдается самим торговым сообществом, и надо признать, что это положительное явление", - подчеркнул Виктор Звагельский.
Эксперты отмечают, что минимальная цена на алкогольную продукцию будет повышаться. Прежде всего на это повлияет инфляция и неизбежное увеличение акцизов.
Участники саммита развеяли слухи о том, что в скором времени табак должен исчезнуть из продажи, а увеличение акцизов сильно ударит по карману потребителя. Для убедительности Виктор Звагельский привел пример увеличения акцизов для пива:
"Были прогнозы, что половина заводов встанет, что люди не смогут покупать, пивная отрасль потеряет огромные деньги, бюджет не доберет, а оказалось все совсем наоборот. В пересчете на единицу продукции это составило небольшие деньги, а доходная часть для бюджета увеличилась как минимум на половину, ни один завод не встал, более того, открылись новые".
Ретейлеры совместно с представителями власти говорили о целесообразности повышения акцизов на табачную продукцию. Сейчас акцизы настолько низкие, что Россия существенно отстает даже от самых лояльных в этом отношении стран.
В целом участники саммита посчитали новый закон о торговле полезным, позволяющим сосредоточить усилия ретейлеров на понимании потребителя, что на данном этапе развития отечественной розничной индустрии, является приоритетной задачей.