14.09.2010 23:36
    Поделиться

    В Индонезии выясняют причины смерти российских авиационных специалистов

    На индонезийской авиабазе "Султан Хасануддин" недалеко от города Макасар на юге острова Сулавеси 13 сентября произошло чрезвычайное происшествие. В один день скончались сразу три представителя авиахолдинга "Сухой". Не исключено наличие в этом деле и "криминального следа".

    На работу не вышли Сергей Воронин, Александр Полторак и Виктор Сафонов. Их тела обнаружили в комнатах по месту проживания. Одни источники сообщали, что двое были уже мертвы, а третий скончался в больнице. По другим - умерший был только один, причем его нашли под кроватью, а двоих в бессознательном состоянии доставили в больницу. Но усилия медиков оказались тщетными - россияне скончались.

    Вот что сказал "РГ" по телефону заведующий консульским отделом посольства РФ в Индонезии Владимир Пронин: "Сотрудники гарантийной бригады умерли от остановки сердца, но чем это было вызвано, покажет вскрытие. Выяснением обстоятельств произошедшего при содействии индонезийских властей занимаются сотрудники "Рособоронэкспорта". Для оказания помощи индонезийским врачам направлен врач посольства РФ".

    Начальник полиции провинции Южная Сулавеси Усман сообщил, что у всех троих были одинаковые симптомы: головная боль, рвота, затруднения с дыханием, пена у рта. В индонезийских СМИ в качестве одной из возможных причин сердечных приступов называют алкогольную интоксикацию. Полиция ждет результатов вскрытия.

    В компании "Сухой" неохотно комментируют случившееся, тем более что и комментировать пока нечего. По факту гибели специалистов, находившихся в Индонезии в командировке, начато служебное расследование. Однако точную картину происшествия и причину смерти россиян смогут раскрыть лишь компетентные службы Индонезии, которые уже проводят необходимые следственные действия.

    "РГ" удалось выяснить, что Воронин, Полторак и Сафонов - рабочие авиационного производственного объединения, расположенного в Комсомольске-на-Амуре. Они прибыли в Индонезию в составе бригады специалистов из двенадцати человек еще 5 сентября. Бригада состояла из рабочих, техников и инженеров. Ее задача заключалась в приемке, подготовке к полетам и гарантийном сопровождении трех истребителей Су-27СКМ, которые собирают для Индонезии в Комсомольске-на-Амуре. Два истребителя прибыли в частично разобранном виде на транспортных самолетах 9 сентября, третий доставят на авиабазу "Султан Хасануддин" со дня на день.

    Вся группа российских специалистов должна состоять из сорока человек, из которых трое - заводские летчики-испытатели. В группу входят не только работники из Комсомольска-на-Амуре, хотя их большинство, но и конструкторы ОКБ "Сухой". Наверное, поэтому в первоначальных сообщениях говорилось об умерших как представителях ОКБ.

    Как сказал "РГ" главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Дмитрий Васильев, Россия активно осваивает рынок вооружений Юго-Восточной Азии, используя при этом различные финансовые программы. В частности, наша страна предоставила Индонезии достаточно большой кредит для закупки российской военной техники. Контракт на приобретение шести истребителей Су-30МК2 и Су-27СКМ общей стоимостью 300 миллионов долларов был подписан 23 июля 2007 года. Ранее Индонезией были закуплены два Су-30МК и два Су-27СК. Эти боевые машины составят полноценную авиационную эскадрилью. Базироваться она будет на базе "Султан Хасануддин", расположенной на острове Сулавеси.

    Военно-техническое сотрудничество России и Индонезии развивается достаточно динамично, и наши технические специалисты в этой стране давно уже не редкость. По словам одного из инженеров ОКБ, которому приходилось бывать в Индонезии много раз, местные пилоты очень высоко оценили пилотажные и боевые возможности наших "сушек" и осваивают их, как выразился инженер, с огромным удовольствием. Наземные технические специалисты также очень добросовестно перенимают опыт, который им передают представители ОКБ и серийных заводов, где собирают Су-27 и Су-30. Одна из немногих проблем, которые возникали при командировках на авиабазу "Султан Хасануддин", это проблема досуга. Вообще-то дисциплина в подобных командировках очень жесткая. Да и свободного времени практически нет. Но случается, что целыми днями по каким-либо причинам делать просто нечего. На самой базе, кроме военной техники, никаких достопримечательностей нет. Выбраться куда-то на экскурсию тоже не всегда получается. Ну и что делает русский человек, когда ему заняться нечем? Собеседник "РГ" тяжело вздохнул и замолчал.

    Бригада из Комсомольска-на-Амуре прилетела на несколько дней раньше, чем прибыл первый грузовой борт с Су-27СКМ. Резкая смена климата, высокая температура и большая влажность сами по себе "ударяют" по человеческому организму. А если все это усугубить алкоголем, то последствия могут стать трагическими даже для не слабых здоровьем сибиряков. К тому же в мусульманской Индонезии качественное спиртное найти непросто. Местные же крепкие напитки зачастую делают нелегально, и качество их действительно может быть убийственным. Впрочем, точку во всех гаданиях о причинах внезапной смерти троих россиян поставит следствие.

    Интересную версию высказал "РГ" директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко.

    По его мнению, гибель трех представителей холдинга "Сухой" может оказаться лишь эпизодом в начавшейся игре мировых спецслужб. За последние полтора месяца при странных обстоятельствах ушли из жизни высокопоставленный генерал ГРУ и трое российских технических специалистов в Индонезии. Есть влиятельные силы, которым возросшая активность нашей страны в мировой политике и на рынке вооружений явно не по душе. Как сказал Игорь Коротченко, в арсенале спецслужб существуют препараты, которые вызывают остановку сердца, но в крови не обнаруживаются. По мнению Коротченко, в любую делегацию, выезжающую за рубеж в рамках заключения или реализации контракта, связанного с торговлей оружием, необходимо включать компетентного офицера спецслужб. Он должен не столько следить за моральным обликом соотечественников, сколько обеспечивать их физическую безопасность и контрразведывательные мероприятия. Такой практики пока нет.

    Поделиться