14.09.2010 23:06
    Поделиться

    Михаил Гершкович: Переход на систему "осень - весна" позволит нам стать в Европе своими

    Накануне на заседании исполкома РФС было принято судьбоносное решение. Со следующего сезона российский футбол начнет переход на новую систему, согласно которой отечественный чемпионат, как и в большинстве европейских стран, будет начинаться осенью, а заканчиваться весной.

    О преимуществах реформы и ее недостатках специально для "РГ" рассказал член исполкома РФС председатель объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович.

    Российская газета: Михаил Данилович, расскажите, как проходило обсуждение перехода, который является предметом споров на протяжении многих лет?

    Михаил Гершкович: Вопрос о переходе на систему "осень-весна" был первым на повестке состоявшегося исполкома. С докладом выступил президент РФС Сергей Фурсенко, который отразил все плюсы этого перехода. Затем слово брали члены исполкома, в том числе Леонид Федун, Евгений Гинер, Сергей Иванов, Алексей Миллер. Зачитал свой доклад и я. Против реформы выступил Николай Толстых. Забегая вперед, отмечу, что он так и остался единственным противником новшества. После достаточно бурного обсуждения вопрос был поставлен на голосование.

    РГ: То есть, несмотря на то, что решение о переходе было одобрено подавляющим большинством исполкома, дискуссия все-таки имела место?

    Гершкович: Разумеется. Каждый выступающий находил дополнительные аргументы в пользу перехода. Лично я считаю, что в итоге было принято историческое решение, которое должно дать мощный толчок развитию футбола в нашей стране. Уж так повелось на Руси: пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Реформа поспособствует уже в принудительном порядке развитию инфраструктуры, кроме того, станет возможной модернизация соревнований. Достаточно серьезные изменения коснутся, к слову, и самой структуры соревнований. Так, будут проводиться переходные турниры между всеми лигами.

    РГ: В чем вам видятся главные плюсы реформы?

    Гершкович: Мы вливаемся в единую Европу. Откровенно говоря, до сих пор у всей Европы мы были как бельмо в глазу: играли по другим правилам, в другие сроки, со своими трансферными окнами. Все у нас было не так. Теперь в Европе мы будем более желанными гостями.

    Мы придем к единой телевизионной политике, рекламной, бизнес- политике. Еще один момент: до сих пор клубы, получавшие право выступать в еврокубках, могли им воспользоваться лишь через 9 месяцев после его завоевания, теперь этот промежуток сокращается до двух месяцев.

    Не будем играть летом? Так ведь летом в Европе никто и не играет, жара же. Вспомните прошедшее лето: играть в такую погоду - бред. Мы и так раз в два года из-за крупных футбольных турниров делаем летом длительный перерыв. Теперь это поставлено на перманентную основу. К слову, в летний период у клубов появится возможность участвовать во всевозможных коммерческих турнирах, и это тоже общеевропейская практика.

    Наконец, не секрет, что оценка развития футбола дается во многом по итогам выступлений сборной и клубов. Так вот, старая система мешает совершенствоваться нашим клубам, добиваться высоких результатов.

    РГ: Как же быть низшим дивизионам, интересы которых представлял как раз Николай Толстых?

    Гершкович: Что касается первой и второй лиг, мы о них не забываем, ведь мы - единая семья. В первую очередь, с оглядкой на них предусмотрено, что в ближайшие три года изменения коснутся только названий кругов. Есть время подготовиться, подтянуться, при том что предусмотрена серьезная финансовая подпитка из федерального бюджета, из региональных бюджетов и внебюджетных источников. Конечно, реформа прежде всего направлена на премьер-лигу, но и в низших дивизионах клубам пора бы научиться зарабатывать, жить по-новому. Кто сможет перестроиться, тот и будет конкурентоспособен.

    РГ: С аргументами "за" понятно. Какими на исполкоме были доводы "против"?

    Гершкович: Главным образом, говорили о том, что команды первой и второй лиг против, но конструктивных возражений я так и не услышал. Основная дискуссия велась вокруг вопроса, что необходимо сделать сначала: построить инфраструктуру или перейти на новую систему. В итоге верх взяло мнение, наиболее близкое отечественным реалиям. У нас построить можно, только проведя реформу. Сколько лет говорим о переходе. Сколько было создано комиссий. И каждый раз говорилось: вот построим и тогда перейдем. В результате ни инфраструктуры, ни перехода.

    Как пример: помните, сколько было разговоров о том, что надо поставить на трибунах пластиковые кресла, сделать подогрев. Как только эти требования были жестко сформулированы, у всех нашлись средства, чтобы их выполнить.

    РГ: Расскажите о переходном турнире между лигами, решение о котором было также утверждено на исполкоме.

    Гершкович: Я считаю, что давно уже следовало принять такое решение. Во многих странах существует подобная практика. Суть новшества в том, что помимо двух последних команд, которые "железно" будут покидать свой дивизион, "на грани" окажутся и команды местом повыше. В премьер-лиге это 13-е и 14-е места, которым придется участвовать в переходном турнире с 3-й и 4-й командами из первого дивизиона.

    Сейчас много говорят о договорных играх. Стыковые матчи как раз позволят разбавить это самое болото, которое образуется к окончанию чемпионата. Представьте себе, за шесть еврокубковых мест будут бороться, скажем, команд десять, остальные шесть будут решать задачу, как бы не оказаться в числе последних четырех.

    РГ: Насколько быстро запланированные преобразования найдут свое отражение в достижениях нашей сборной? Клубов?

    Гершкович: Быстро ничего не бывает. Но нас уже сейчас примут в Европе, где, как я говорил, мы нежелательные персонажи. Посмотрите, как нас в отдельных играх судят, как радуются, когда мы не попадаем на крупные турниры. Отношение к нам должно измениться.

    РГ: Раз уж разговор зашел о сборной, не могу не поинтересоваться вашим мнением об игре подопечных Дика Адвоката в матче со словаками.

    Гершкович: К сожалению, живьем игру не видел, только по телевизору. У меня сложилось впечатление, что нашим не хватило азарта, настроя какого-то. А может, все дело в нехватке сил: я уже неоднократно говорил, что готовиться к играм в гостинице - неприемлемо. Не было свежести, скоростей. Ребята старались, ничего не могу сказать, но какой-то более внутренней самоотдачи, концентрации я не увидел.

    РГ: Чего нам ждать в Дублине?

    Гершкович: За Ирландию есть, конечно, определенное беспокойство. Да, у нас потенциально очень сильная, хорошая команда с исполнителями достаточно высокого уровня, но ведь потенциал надо реализовывать. Резервы для этого по матчу со Словакией я увидел не у всех.

    Поделиться