В четверг комитет по иностранным делам сената США в очередной раз рассмотрит вопрос о ратификации нового договора по СНВ, заключенного президентами США и России в апреле этого года в Праге.
Это будет уже 21-е слушание на Капитолийском холме по данной теме. И оно-то может стать решающим и открыть путь к ратификации стратегического договора уже полным составом сената.
Не случайно к заседанию администрация Барака Обамы приурочила очередной мощный натиск на ряды оппонентов российско-американского договора. Так, в конце минувшей недели газета "Вашингтон пост" опубликовала статью, призывающую к скорейшей ратификации СТАРТа (именно так в США называют договор СНВ). Под текстом подписались бывшие госсекретари Джордж Шульц и Мадлен Олбрайт, а также бывшие сенаторы.
Тем временем, в престижных вузах страны - Джорджтаунском университете и университете имени Джорджа Вашингтона - с разницей в несколько часов прошли мероприятия в поддержку договора.
В самом сенатском комитете по иностранным делам общий расклад сил известен давно. Все 11 демократов-членов комитета и ветеран разоруженческого процесса сенатор-республиканец Ричард Лугар заявили о своей поддержке договора, двое республиканцев "пошли в отказ", а еще пять представителей республиканского меньшинства обещали крепко подумать над своим окончательным решением.
Именно эта неопределенность и перспектива провала голосования, для успеха которого требуется минимум 13 голосов "за", заставила руководителя комитета сенатора-демократа Джона Керри перенести процедурный вопрос с 3 августа на 16 сентября. С тем чтобы дать республиканцам дополнительное время для ознакомления с документами. Бывший кандидат в президенты Керри посчитал, что в связи с приближающимися промежуточными выборами в Конгресс откладывать и дальше решение сенаторов-международников по этому важному вопросу политически нецелесообразно.
Действующей администрации, а главное демократической партии, на фоне падающих рейтингов и высокой вероятности крупного проигрыша на надвигающихся выборах, необходимо добиться хотя бы тактической победы над своими оппонентами-республиканцами. Последние, напротив, пытаются как можно дольше затянуть процесс ратификации договора из чисто конъюнктурных соображений. Ведь прохождение СНВ через сенат в канун выборов в Конгресс может интерпретироваться как очередной успех международной повестки демократической администрации Барака Обамы.
Как бы то ни было, в преддверии голосования в международном комитете сената представители администрации демонстрируют уверенность в своих силах. "Я ожидаю очень серьезного успеха на этой неделе, - заявила замгоссекретаря Роуз Гетемюллер, выступая в Джорджтауне. - Причина, по которой мы оптимистично относимся к судьбе договора, - это ясный сигнал, который нам подал сенатор Керри".
Гетемюллер не исключила, что в случае прохождения договора через комитет сената по иностранным делам, голосование по ратификации полным составом сенаторов можно ожидать в течение следующих двух-трех недель.
Впрочем, по мнению экспертного сообщества, именно при голосовании всем сенатом по ратификации нового договора СНВ могут возникнуть крупные проблемы. Даже лидер сенатского большинства, демократ Гарри Рид пока не высказался, будет ли он ставить в повестку немногих остающихся до выборов заседаний верхней палаты Конгресса вопрос о ратификации договора по СНВ. По мнению наблюдателей, Рид выжидает. Он должен быть уверен, что в сенате будут гарантированы необходимые для ратификации 67 голосов.
На вопрос "РГ" о том, ожидает ли действующая администрация США параллельного голосования российских парламентариев по вопросу о ратификации договора СНВ, замгоссекретаря Роуз Гетемюллер дипломатично ответила, что процессы в национальных парламентах находятся в центре внимания президентов двух стран. "Президент Обама и президент Медведев договорились в принципе и несколько раз, в том числе и на последней встрече в июне этого года в Вашингтоне, заявляли, что они будут поддерживать тесный контакт по вопросам прогресса ратификации договора СНВ. В частности, российская государственная дума информирована о том, что происходит в сенате, а сенат, в свою очередь, знает, что происходит в Госдуме и Совете Федерации, - пояснила госпожа Гетемюллер.