Впервые в нашей стране может появиться специальный закон о пограничных переходах, который, не исключено, разрешит бизнес-структурам обустраивать и содержать пункты пропуска. Но контроль останется за государством.
Проверки же пассажиров по новым правилам станут быстрыми, потому что эту работу возьмет на себя электроника. Пожалуй, только она и способна справиться с растущим потоком через границу, ведь каждый год пределы Отечества пересекает более ста миллионов человек. В итоге в горячий сезон нередко возникают очереди на границе. Но с 2011 года в воздушных и морских портах страны начнется внедрение автоматической системы пограничного контроля, и есть надежда, что все изменится. По словам статс-секретаря - заместителя руководителя Росграницы Владимира Гончарова, новая система позволит пассажирам самостоятельно проходить контроль при помощи терминалов, в том числе заполнять миграционную карту.
- Кроме ускоренного прохождения процедуры контроля, новая технология предполагает существенное уменьшение штата пропускных пунктов, - говорит Владимир Гончаров. - Особенно это станет заметно в морских и речных портах. Рабочая нагрузка на них длится всего четыре месяца, хотя количество сотрудников не изменяется весь год.
По нормативам пограничники должны потратить на проверку пассажира не более одной-двух минут. А системы биометрического контроля позволяют проводить проверку бесконтактным способом и тратить от 10 до 15 секунд на одного человека. Электроника позволит резко сократить очереди на границе без ущерба для безопасности страны.
Пассажиру не придется встречаться лицом к лицу с пограничником, однако глазок специальной камеры легко выявит и потенциального нарушителя, и человека из черного списка спецслужб, и банального должника, которому судебные приставы закрыли выезд за границу.
Подобные технологии контроля уже внедрены за границей, например, в Германии. А недавно завершилось тестирование такой системы в аэропорту Внуково. Однако при внедрении новых систем неожиданно возникла проблема: пограничники должны ставить штампы в паспортах пересекающих границу людей, так положено. А вот роботы, похоже, с этой задачей не справятся. По крайней мере на проходившей недавно коллегии Росграницы говорилось, что с технической точки зрения организовать такую процедуру будет сложно, если не невозможно. Поэтому в ведомстве обсуждают идею вовсе отказаться от штампов в паспорте. Возможно, так будет лучше.
В целом же ведомство намерено качественно изменить отечественные погранпереходы, придать им, можно сказать, европейский лоск. Для этого в том числе разрабатывается и законопроект "О пунктах пропуска через государственную границу". Руководители Росграницы особо подчеркивают, что аналогов такому закону в нашей истории не было. Среди прочего документ предлагает узаконить партнерство государства и транспортных компаний на погранпереходах. Если предложение пройдет, воздушные и морские порты получат право самостоятельно оборудовать пункты пропуска через границу. Однако частной лавочки или "метра границы в аренде" точно не будет. Все останется под контролем государства. А выиграют от нового порядка не только люди, путешествующие через границу, но и налогоплательщики. Ведь цена вопроса при обустройстве современных границ очень высока.
К слову, у вопроса интересная предыстория. Сегодня по закону строить и содержать погранпереходы должно государство. Но в 90-е годы многие пункты пропуска оказались на балансе частных структур. Так сложилось стихийно, особенно в морских портах. Понятно, что бизнес-структуры в любом случае не становились хозяевами для пограничников. Иногда владельцы помещений передавали апартаменты пограничникам в аренду, иногда в безвозмездное пользование, порой бизнес даже платил по коммунальным счетам пограничников. Но есть один нюанс: с точки зрения буквы закона ничего подобного не разрешено.
Сейчас Росграница издала приказы, согласно которым бизнес-структурам возмещаются расходы по коммунальным платежам за помещения, занимаемые сотрудниками государственных контрольных органов в пунктах пропуска. А сами пограничные переходы постепенно переходят на баланс ведомства. Однако, как уверяют эксперты, нет ничего страшного, если привлечь бизнес к обустройству и даже содержанию погранпереходов: в цивилизованных странах давно принята такая практика. Важна ведь не форма, в данном случае - форма собственности, важно содержание, оно у пограничников не изменится. Поэтому в разрабатываемом документе планируется разрешить бизнесу участвовать в решении вопросов строительства и содержания пунктов пропуска.
Досье "РГ"
По данным пресс-службы Росграницы, сейчас в стране действует порядка 80 воздушных пунктов пропуска. Наиболее крупные расположены в аэропортах Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Самары, Ростова-на-Дону, Хабаровска. До 2017 года Росграница намерена обустроить 25 новых воздушных пунктов пропуска.