Первая пятерка москвичей получила вчера свидетельства о собственности на машино-места в "народных гаражах". Ими стали жители района Северное Бутово на юго-западе Москвы супруги Владимир и Виктория Вакулины (семья у них состоит из 12 человек, поэтому и гаражей купили сразу два), Вера Политковская, Сагина Анишева и Виктор Якунин.
- Это очень важное событие, - подчеркнул, вручая им документы, первый заммэра Москвы, руководитель стройкомплекса Владимир Ресин. - Теперь вы можете не опасаться, что при перекладке коммуникаций или в ходе строительства другого объекта вашу автостоянку снесут. Эти паркинги построены по генплану города, и никто не имеет права на них покуситься. Вы сможете ими пользоваться в течение всей жизни. А захотите - продадите, подарите, передадите в наследство...
Такими же полноценными собственниками автостоянок со временем станут миллионы москвичей. Это значит что, программа "Народный гараж", положившая начало этому процессу, состоялась. Вместе с ней будет решаться и проблема организованного хранения автомобилей, и проблема пробок на дорогах, превращенных сейчас сплошь и рядом в места отстоя транспорта лишь потому, что других нет, и проблема просто более комфортного проживания в Москве, потому что освободятся и дворы жилых домов.
Напомню, первый старт программы "Народный гараж" в 2006 году в столице оказался неудачным. Власти тогда надеялись, что москвичи сами проявят инициативу и, подыскав участок поблизости от дома, сообща возьмутся за строительство. Этого не случилось. Второй раз к "народному гаражу" правительство Москвы подступилось, казалось бы, в самый неудобный для этого момент - в начале 2009 года, в разгар финансового кризиса. И на сей раз хватало сомневающихся в ее пользе для города и даже откровенных противников немало. В чем только не упрекали власти! В том, что за деньги москвичей пытаются спасти стройкомплекс, в дороговизне машино-мест, в их навязывании горожанам... А когда к концу прошлого года строители так и не сумели возвести обещанного количества машино-мест, СМИ дружно констатировали: программа "Народный гараж" снова провалилась!
Тем не менее в этом году глава стройкомплекса Владимир Ресин вот уже третий раз подряд пригласил журналистов в пресс-тур убедиться своими глазами, что программа все-таки медленно, но продвигается вперед. Сначала показал, как "народные гаражи" закладывают, потом - ход их строительства. И вот вчера - не только полностью готовые паркинги, расположенные в разных концах города, но и их хозяев. Начался пресс-тур с севера столицы, где на улице Большой Академической среди многоэтажек возведен пятиэтажный гараж. "Прекрасно вписался в жилой массив, - комментирует префект Северного административного округа Олег Митволь. - Жильцам удобно: от дома до стоянки авто - не больше сотни метров". Он сожалеет лишь о том, что при строительстве выбрали проект на 100 машино-мест, а не на 200: "Желающих купить их оказалось вдвое больше". Что неудивительно: машинами здесь полон не только новый паркинг, но и вся окружающая территория и соседние дворы, где продолжают стоять машины тех, кому мест не досталось. "У нас в округе проживает миллион 200 тысяч жителей, значит, таких гаражей по-хорошему надо еще 200-300, а у нас нынче будет введено в строй лишь 12", - рассказывает префект.
По словам Ресина, не лучше обеспеченность гаражами и в целом по Москве: "Ситуация с ними сейчас такая же, как была в стране с жильем после войны, когда Хрущев был вынужден начать строить пятиэтажки. Сейчас мы их сносим, но тогда они свою функцию выполнили - вытащили людей из подвалов и бараков. Вот и нам нужно сейчас такими же усиленными темпами строить паркинги, которые до этого не строились больше полувека".
Почему не строились? Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин напоминает: "Какие тогда строительные нормы были? 70 машино-мест на 1000 жителей! То есть только для избранных..." Машины тогда и правда были только у избранных. Сегодня же их в Москве, по последним данным ГИБДД, почти 3,2 миллиона! Во многих семьях даже не по одному, а по два, а то и три автомобиля. А гаражей? Капитальных - на 584 тысячи машино-мест и почти столько же - ракушек и прочих открытых автостоянок. К слову сказать, владельцы последних очень долго выступали категорически против "народных гаражей", что понять нетрудно - ведь их-то машины как-то устроены, им не приходится нарезать по вечерам круги вокруг дома, чтобы где-то приткнуться на ночь. У города же - своя проблема. Свободной земли очень мало и нередко именно эти плоскостные автостоянки - единственный резерв для строительства "народных гаражей".
Похоже, что и из этого противоречия интересов сейчас найден выход. Все "народные гаражи" в городе строятся без судебного вмешательства. После диалога с руководством ассоциации плоскостных автостоянок подписан протокол о сотрудничестве в реализации программы. Договорились, что при желании они могут сами выступать застройщиками "народных гаражей".
Судя по тому, как быстро раскупаются построенные паркинги, москвичей больше не смущает и цена - 350 тысяч рублей за машино-место. "Недешево, - считает один из первых собственников инвалид Виктор Якунин, у которого и машины-то пока нет. - Но это же недвижимость! У меня сын и дочь подрастают, вот-вот захотят обзавестись автомобилями. А гараж уже есть!" К тому же по соседству растут коммерческие паркинги, отличающиеся от "народных гаражей" только ценой (в районе Медведково, например, мы проезжали мимо одного из них, где реклама предлагала машино-место на восьмом этаже за 850 тысяч рублей, а на пятом - за миллион). Глядя на них, москвичи быстро смекают, что при средней зарплате в 45 тысяч рублей, 350 тысяч, оказывается, вполне по карману.
Собственно, в этом и состоит главный урок, полученный и самими властями в ходе реализации этой программы: чем больше в городе будет "народных гаражей", тем дешевле они обойдутся москвичам. Конвейер уже начал работать на эту цель: в этом году будет введен в строй 131 гараж на 45,8 тысячи машино-мест, в будущем - 133 на 52,3 тысячи, в 2011 м - еще на 45 тысяч. В общем, как говорится, лиха беда начало.
Фото: "РИА Новости"