15.09.2010 23:15
    Рубрика:

    В пермском театре "Молот" на сцене появились голые проститутки и депутат

    Большинство пермских театров открыли новый сезон. Сразу двумя премьерами стартовал и первый в истории сезон нового театра "Сцена-молот".

    "Сцена-молот", продолжая исследовать действительность, берется за темы, о которых в театрах либо вообще еще не говорили, либо говорили, но несколько предвзято.

    Спектакль "Коммуниканты", открывающий сезон в новом театре, еще до его выхода стали называть провокационным и шокирующим. Причем эти лестные эпитеты сопровождали именно пермскую постановку - этот же спектакль, аналогично поставленный в московском театре "Практика", провокационным не сочли. Для провинциальной же публики действительно зрелище может показаться неожиданным - совершенно голый артист с двумя совершенно голыми артистками в сауне. При этом голый артист говорит матом, а артистки за 20 минут действия произнесут одно слово: "Угу". И с этого "угу" начнется, буквально, кульминация действия.

    Эта скабрезная пьеса написана молодым автором Денисом Ретровым. Он придумал историю про некоего крупного политика, который резвится в сауне с двумя проститутками, и одновременно печалится о судьбах родины, и одновременно умирает. Авторам спектакля - режиссеру Владимиру Агееву и идеологу "Практики" и "Сцены-молот" Эдуарду Боякову - эта история приглянулась своей оригинальностью, текст показался лихим и острым. В тексте, действительно, наблюдается пародия на современную политическую элиту: крупный чиновник из сауны вскоре будет выступать по телевизору, точно так же, как это делают руководители нашей страны, в тех же интонациях и теми же словами - многозначительными и бессмысленными. Из-за этих слов, судя по всему, "Коммуниканты" и появились в репертуаре "Сцены-молот". Весь оригинальный конфликт пьесы заключается как раз в том, что люди говорят-говорят, а понять друг друга не могут. А если и говорят понятно, то чужими словами (в ремарке указано, что в пьесе используются цитаты из речи реальных политиков, а также "оригинальные текстовые конструкции А. П. Чехова"), так что выходит чистый фарс. Потом герои - уже одетые проститутки, одетый депутат, милиционер и гастарбайтер немного поговорят о семиотике русского языка, о коммуникативных конструкциях речи, поймут, что коммуниканты из них никудышные, и печально-развратный депутат погибнет в условиях тотальной некоммуникабельности.

    Вторая премьера театра - спектакль "Наташина мечта" по одноименной пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович - на фоне "Коммуникантов" выглядит образцом добродетели. Хотя тему, за которую взялся режиссер Дамир Салимзянов, тоже простой не назовешь. Две Наташи, два подростка. Одна - из детского дома, острая и резкая - про нее первое действие, другая - из благополучной семьи, спортсменка и отличница - про нее второе. Они ничем друг с другом не связаны, кроме общности чувств - две разные девочки впервые переживают любовь. Две разные Наташи каждая по-своему за чувство борются, потому что любовь - это и есть мечта, простая и понятная. Режиссер Дамир Салимзянов поставил простой и ясный спектакль, пронзительный и хрупкий, с сочувствием и пониманием серьезных и порой страшных проблем нынешних подростков.