15.09.2010 23:43
    Поделиться

    В Киселевске жильцы отказываются выезжать из аварийных бараков

    Почему жильцы в аварийных бараков не хотят переселяться в новостройку

    Дворы по улице Телеграфной, что на окраине шахтерского города Киселевска, напоминают прифронтовую территорию.

    Стены домов сплошь в "пробоинах", в окнах тут и там выбиты стекла, сараи как будто взрывной волной пригнуло к земле.

    Дома, которых нет

    - Днем у нас тихо, взрывные работы обычно начинаются после пяти вечера, - говорит Галина Казменко, четверть века отработавшая на закрытой шахте "Суртаиха" и уже больше двадцати лет проживающая в 4-й квартире дома N 10. - Угольные отвалы - всего лишь метрах в сорока, хотя по закону должны находиться не ближе, чем за километр. При взрывах у нас осыпается штукатурка, кастрюли падают с полок, рамы ходят ходуном.

    "Экстрима" добавляет речка Абушка, мутные воды которой плещутся почти у самого порога, а по весне затапливают первые этажи. После "отлива" полы в квартирах вздымаются колесом или проваливаются. Крыша течет, потолок провисает.

    - Зимой по двадцать ведер угля в сутки сжигать приходится, а в комнате все равно десять градусов, - жалуется Татьяна Данилина, шахтерская вдова из 4-й квартиры дома N 7.

    Казалось бы, из таких домов людей нужно переселять немедленно. Но жители другого барака - по улице Черных, 1 - рассказали, как больше полугода добивались замены дырявых труб, а в ЖЭКе им отказывали, ссылаясь на скорый снос дома. И вот зимой, в лютый мороз, трубы прорвало. Полдома пришлось эвакуировать среди ночи. В том числе - больного тяжелой формой эпилепсии. Вещи грузили всем бараком, скользя по глыбам льда. Эвакуированные до сих пор мыкаются по съемным квартирам, а их соседи так и живут в бараке. И общение с городскими чиновниками душу им, увы, не греет.

    - Обещали нас переселить еще к прошлогоднему Дню шахтера, - говорит старшая по дому Марина Хусаинова. - А теперь сообщают, что мы попали во вторую очередь. Значит, придется зимовать здесь.

    В то же время муниципалитет реализует бюджетную программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Но, видимо, в программах есть пробелы. По крайней мере, жители улицы Телеграфной узнали, что, когда лет десять назад приобретался в собственность данный участок земли, бараков на бумаге уже не было. А жители улицы Черных даже нашли в Интернете адрес, по которому их якобы давно переселили.

    Бумажные стены

    Может, это совпадение, но из аварийных домов, по словам жителей, почему-то в первую очередь "съезжают" те, кто там уже фактически не живет. Говорят, хозяев одной из квартир дома на Телеграфной искали полгода. Ждали, пока они погасят огромную задолженность, а после предоставили благоустроенное жилье.

    - Нас тоже наконец-то вызвали в горжилотдел и предложили переехать в экспериментальные дома на улице Боевой, - говорит Галина Казменко. - Только мы уж лучше пока здесь останемся.

    "На улице Боевой в районе машзавода вовсю кипит работа, - читаю очередной текст на сайте горадминистрации. - Впервые в Киселевске будут построены дома с применением канадской технологии, апробированной и хорошо зарекомендовавшей себя в области. Ее суть в том, что дом собирается быстро, в считанные месяцы... Панель внутри клеевая, плюс пенопласт. Он заменяет больше метра кирпича в утеплении, и панель получается экологически чистая, не горючая. Дом обошьется снаружи сайдингом, а внутри - гипсокартоном. Будущие квартиры сдадут новоселам, как говорится, под ключ".

    На Боевой две новехонькие трехэтажки примостились в трех метрах от проезжей части. Мимо с грохотом и пылью проносятся грузовики. Чтобы подойти поближе, пришлось перебираться через трубы теплоцентрали. По двору, смахивающему на каменистую пустыню, не то, что ездить на коляске (детской или инвалидной) - пешком-то ходить некомфортно. Напротив каждого входа в подъезд - канализационный колодец, выглядывающий из-под земли на метр. Яркий сайдинг поблескивает на солнце.

    "Что красиво - то красиво, но жить невозможно", - говорят местные. И, вспоминая, как долго ждали они новых квартир, как радовались новоселью, наперебой делятся тем, что за год наболело.

    - Машины едут - стены дрожат, дождь барабанит по ним, как по консервной банке, никакой звукоизоляции, - говорит Лилия Макарова из квартиры N 6 дома по улице Боевая, 14. - Трещина в углу с каждым днем все больше, мы ее замазываем, но без толку: под гипсокартоном - деревостружечная плита и пенопласт. И полы, видимо, сделаны из того же материала, потому что проваливаются.

    Киселевский городской суд уже приостанавливал эксплуатацию дома N 12 за нарушение требований пожарной безопасности на

    30 суток. Проверка, проведенная государственным инспектором по пожарному надзору, показала не только наличие лишнего, не предусмотренного проектом этажа, но и полное отсутствие выходов на чердак, а также балконов и пожарных лестниц, которые позволили бы жильцам эвакуироваться при возникновении чрезвычайной ситуации. Дом же N 14 и вовсе пожарные не обследовали, чему есть документальное подтверждение. Но люди тем не менее продолжают жить на Боевой.

    Стоят на своем

    - Нас хотят переселить из одного барака в другой, - говорит Галина Казменко. - Я сегодня сказала в жилотделе, что останусь на Телеграфной, пока мне не предоставят нормальное жилье. А они: "Мы в суд подадим, и он обяжет вас снести дом в течение полугода". Мол, раз уж потратили деньги на строительство экспериментальных домов, мы должны в них переехать и все тут. А потом уже делать выводы, можно там жить или нельзя.

    Но люди, среди которых есть и почетные шахтеры, и жертвы репрессий, и многодетные матери, и участники боевых действий на Кавказе, в эксперименте, затеянном местной властью, участвовать не хотят. Они продолжают стоять на своем. Пишут письма во все инстанции. И некоторым удается отстоять свои права. Соседей вдохновляет история Татьяны, отказавшейся назвать свою фамилию.

    - Я предложила работникам жилотдела: переезжайте на Боевую, а я - к вам, - говорит бойкая женщина, у которой все родственники - юристы. - Что-то не захотели. Я пошла в прокуратуру, мне там сказали, что я не имею права выбора жилья. Потребовала назвать закон. Мне ответили, что закона такого нет, и я пошла дальше - в Кемерово, в Москву. В итоге получила квартиру в высотном доме на Красном Камне.

    Поделиться