15.09.2010 23:48
    Поделиться

    Энергетики Свердловской области перед отопительным сезоном взялись за должников

    Низкая эффективность коммунальной энергетики усугубляет проблему неплатежей

    По инициативе правительства Свердловской области создается Региональный информационный центр, который призван повысить дисциплину платежей и прозрачность движения средств в коммунальной сфере.

    Со дня на день на Среднем Урале начнется отопительный сезон. Приход долгожданного тепла в отсыревшие квартиры и офисы может ненадолго отсрочить разве что бабье лето. Других причин нет: энергоисточники и сети к работе практически готовы, запасы топлива уже превышают нормативные. Как сообщил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий Шевелев, готовность к зиме к середине сентября 2010-го выше, чем в прошлом году. Вероятно, это результат того, что на подготовку к отопительному сезону (газификацию, ремонт инженерной инфраструктуры, кап­ремонт домов) затрачена солидная сумма - 4,5 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов.

    Такое положение дел радует население и местные власти. Правда, их оптимизм не слишком разделяют поставщики топливно-энергетических ресурсов, которые в преддверии отопительного сезона пытаются использовать последнюю возможность и заставить заплатить по счетам недобросовестных потребителей. А их год от года становится все больше. Как только задвижки откроются, долги начнут копиться вновь, прибавляясь к и без того внушительной сумме "дебиторки": в целом по области она составляет 5,2 миллиарда рублей.

    - Нынешняя неделя для нас - особенно напряженная: неизбежна интенсивная работа по урегулированию долговых проблем, - говорит исполняющий обязанности генерального директора ЗАО "Уралсевергаз" Дмитрий Лавренко. - Каждый день с понедельника по пятницу - много встреч, много напряженных разговоров, много компромиссов. Хочется надеяться, что потребители сектора ЖКХ, главы муниципальных образований все-таки примут меры, чтобы рассчитаться за газ в преддверии отопительного сезона, и постараются войти в него вовремя.

    При этом руководство газо­снабжающей организации подчеркивает: конечно, в любом случае все жители области будут в тепле. Но вот вопрос: насколько эффективным может быть бизнес, если продолжать поставлять газ потребителю, который уже должен поставщику 100 миллионов рублей и платить не собирается?

    По словам поставщиков, в этом году большую помощь в решении проблемы неплатежей оказало бизнесу правительство Свердловской области, которое не только проводило "воспитательную работу" с руководителями муниципалитетов, но и проявило готовность финансово помочь территориям. Используя бюджетные кредиты, муниципалитеты получили возможность в значительной степени рассчитаться с газовиками и энергетиками. Кроме того, 400 миллионов рублей выделено на погашение долгов бюджетных организаций.

    - Благодаря активным совместным усилиям поставщиков и правительства Свердловской области удалось существенно снизить планку задолженности. Эта работа будет продолжаться, чтобы проблем с обеспечением топливно-энергетическими ресурсами у нас не было, - заявил на недавней пресс-конференции Юрий Шевелев. - Вообще платить за ТЭР - обязанность каждого из нас. Мы же не ходим в магазин и не берем в долг продукты питания. Топливно-энерге­тические ресурсы - это такой же необходимый продукт, без которого нельзя существовать.

    По словам министра, с мая по август общими усилиями удалось погасить 1,7 миллиарда рублей, что позволило к 1 сентября подойти с долгом, сопоставимым с прошлогодней цифрой. Между тем, по данным поставщиков газа, задолженность их потребителей за год выросла почти в полтора раза.

    На Среднем Урале, небогатом собственными топливными ресурсами, львиная доля тепловой энергии вырабатывается с использованием газа: на этом виде топлива работают многие крупные объекты генерации, а также более половины котельных. Закономерно, что и в общей сумме задолженности свыше трех миллиардов - за газ. При этом 2,189 миллиарда рублей должны газовикам предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

    - В секторе ЖКХ есть проблемы системного свойства, - поясняет Дмитрий Лавренко. - Новых котельных в регионе мало. Процентов 75 самортизированы "в ноль", остальные изношены более чем наполовину.  Эффективность такого оборудования крайне низкая: у нас на нем сжигается вдвое больше газа, чем в котельных такой же мощности где-нибудь в Европе. Дальше начинается транспортировка теплоносителя. Например, в Артемовском, как констатируют наши специалисты, есть участки теплосетей, где на километр трубы приходятся десятки порывов. На отдельных отрезках потери теплоносителя достигают 60 процентов. В ряде населенных пунктов, в том числе и в тех, где зимой северное сияние видно, теплотрассы практически не изолированы - в лучшем случае присыпаны опилками. В связи с этим эффективность использования топлива для теплоснабжения радикально отличается от показателей нормальной экономики. Притом что у нас климатические условия жестче, а уровень доходов населения ниже, чем где-нибудь в Детройте. И покрыть полностью затраты на теплоснабжение при такой энергоэффективности многим жителям глубинки просто не по карману.

    - В области очень много старых котельных, у которых КПД не выше 20 процентов, - говорит исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Анатолий Гредин. - Они только генерируют убытки для компаний и взвинчивают цены на поставленный ресурс. Стоит задача максимально привлечь денежные средства в сферу ЖКХ. Мы в этом году строим 34 современных котельных. Конечно, этого мало - у нас всего 2600 котельных. На будущий год необходимо построить уже не менее ста.

    Пока частные инвесторы не спешат вкладывать деньги в коммунальную сферу, поскольку получить здесь быструю отдачу невозможно. Ограничение государством роста тарифов чуть ослабило нагрузку на население, но заставило бизнес урезать инвестиционные программы. Массированное привлечение средств по программам Фонда содействия реформированию ЖКХ тоже пока не привело к ощутимому сокращению потерь.

    Ко всему этому добавляется еще один фактор - криминальный. По наблюдениям поставщиков, резкий рост "дебиторки" начался несколько лет назад, когда в сферу ЖКХ пришли частные управляющие компании - увы, далеко не все из них работают профессионально и честно.

    - Хлеб в ЖКХ, если работать добросовестно, очень нелегкий, - признает руководитель газо­снабжающей организации. - Если потребитель регулярно платит, мы всегда готовы в случае трудной ситуации предоставить ему отсрочку или реструктурировать задолженность. Но есть и такие управляющие компании, которые нецелевым образом используют собранные с населения деньги. Если к общей плачевной ситуации в ЖКХ прибавляется криминальный фактор, то на этой территории долги растут стремительно и взыскать их практически невозможно.

    - Управляющие компании разные - есть и совсем безобразные, - подтверждает Анатолий Гредин. - К примеру, в Талице 16 УК на небольшой город. Каждая имеет свою котельную, устанавливает собственный тариф, собирает деньги с населения, но с поставщиками топливно-энергети­ческих ресурсов не рассчитывается.

    Увы, по опыту поставщиков ТЭР, единственным эффективным методом борьбы со злостными неплательщиками остаются ограничения поставок. Сами должники провоцируют поставщиков на применение крайних мер: платить начинают только после того, как поставки газа в их адрес ограничиваются. С помощью жестких мер долги удается существенно сократить в течение летней передышки между отопительными сезонами, но с пуском тепла в сентябре суммы задолженности вновь начинают расти. Проблема неплатежей в течение всего отопительного сезона только усугубляется.

    По замыслу областных властей, в значительной степени справиться с проблемой неплатежей поможет создание Регионального информационного центра, который, по словам Юрия Шевелева, должен заработать уже в октябре. Единая структура призвана обеспечить прозрачность движения средств по всей цепочке, чтобы платежи населения не оседали на счетах УК, а доходили по назначению до всех снабжающих организаций.

    Правда, сами поставщики с осторожностью комментируют эту инициативу правительства. Прежде всего потому, что создание полноценной расчетной структуры - очень трудоемкое и затратное дело: требуется программное обеспечение, информационные базы потребителей, заключение с ними договоров, система защиты персональных данных и так далее. Вряд ли реально полностью профинансировать эту работу из областного бюджета. Кроме того, обязать частные управляющие компании передать свои расчеты РИЦу невозможно - дело это сугубо добровольное.

    Поделиться