Значительный сектор рыболовства в автономном округе является теневым. Об этом заявила губернатор Югры Наталья Комарова во время рабочих поездок по сельским районам.
- Нет достоверных данных даже о количестве занятых в нем. А материалы по изучению запасов ихтиофауны в местных реках говорят о том, что некоторые наиболее ценные породы рыб уже подошли к критической черте, и надо приостановить добычу, чтобы не допустить их исчезновения. Тогда как денег в бюджет от их вылова не поступает, - отметила губернатор Наталья Комарова.
В окружном управлении агропромышленного комплекса, куда корреспондент "РГ" обратился за комментариями, затруднились с ответом.
- Возможно, имеется в виду, что 80 процентов работников рыбных предприятий - сезонные, нанимаются ими лишь на период путины, - предположила Оксана Борова, курирующая в управлении АПК рыбную отрасль. - И родовые общины, и крупные предприятия заключают ежегодно на сезон от нескольких десятков до 500-600 договоров на поставку рыбы с частниками. Принимать их на постоянную работу невыгодно, объемы принимаемого улова зависят от выделенных квот. Но все эти договоры строго учитываются, в том числе и нами.
Однако учет добываемого помимо этих договоров фактически не ведется. Кто из рыбаков и сколько вылавливает для себя и на продажу, никто не знает. По мнению одного из специалистов, только муксуна в Югре можно выловить за сезон 17-23 тысячи тонн, официально же в прошлом году было выловлено лишь 7,7 тысячи.
Зато в отделении по борьбе с преступлениями в сфере охраны экологии и биоресурсов окружного УВД вопросу корреспондента "РГ" не удивились. Здесь говорят, что на Оби и Иртыше какая-то нездоровая "мода" на браконьерский вылов ценных пород рыбы.
- С 1999 года сформировалась устойчивая тенденция ежегодного роста преступлений экологической направленности, - сообщил исполняющий обязанности начальника этого отделения Владимир Брич. - За семь месяцев 2010 года нами уже оформлено 269 материалов с признаками состава преступления, по ним заведено 240 уголовных дел.
Каждая милицейская проверка выявляет километры сетей и сотни килограммов незаконного улова. Нередки настоящие схватки браконьеров за место на водоеме и даже нападения на представителей правоохранительных органов, угрозы в их адрес. Это неудивительно, ведь муксун и стерлядь на черном рынке продаются по 400 рублей за килограмм. Любой житель югорской столицы подтвердит, что ему не раз предлагали купить эту ценную рыбу прямо на улице. Но чаще ее везут в более отдаленные края, где стоимость еще выше.
Варварским ловом, по словам Владимира Брича, занимаются в основном люди не бедные, имеющие постоянную работу с неплохой зарплатой. Они не боятся представителей УВД, поскольку даже если дело дойдет до суда (это уровень мирового), им может грозить штраф максимум в тысячу рублей. Да разве что изъятые милиционерами орудия лова придется восстановить - это еще 2-2,5 тысячи.
Милиционеры считают, что навести порядок на водоемах мешает пробел в законодательстве: уже пять лет не требуется лицензия при превышении объемов любительского лова, а места для него на Оби и Иртыше не определены. При всем этом подразделение в УВД, занимающееся этим видом преступлений, в последние годы сократили, убрали и районные пункты. Раньше это был отдел из 17 сотрудников, сейчас - всего лишь отделение из шести человек, которые обслуживают 1200 километров акватории.
И все-таки правительство Югры намерено навести порядок на сибирских реках. Уже прошли тендеры по закреплению за рыбопромысловыми участками арендаторов на десять лет. Осенью будет проведен конкурс на право предоставления двух рыбопромысловых участков для развития товарного рыбоводства. По словам начальника окружного управления АПК Николая Колчанова, предстоит такое же конкурсное распределение участков для любительской и спортивной рыбалки.
- Если опыт будет положительным, мы будем развивать это направление и дальше при условии соответствующих усилий муниципальных властей по легализации всего рыбного бизнеса, - подвела итог губернатор.