15.09.2010 23:46
    Поделиться

    Надзорные ведомства взяли стоимость продуктов питания под особый контроль

    Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области подозревает в сговоре поставщиков зерна и производителей молока: они одновременно подняли цены на свою продукцию.

    Ряд ведомств, среди которых УФАС, прокуратура и министерство торговли, питания и услуг  Свердловской области, объявили о том, что пристально следят за продовольственными ценами. Правда, они отслеживают только ограниченный перечень жизненно важных товаров, в частности, хлеб, муку, молоко, подсолнечное масло. По их заключению, продукты первой необходимости подорожали за последний месяц, но это нормальная тенденция, которая обусловлена стабильной инфляцией.

    -  Впрочем, проводя мониторинг, мы заметили, что мука выросла в цене более чем на 100 процентов, - рассказывает руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова. - Чтобы выяснить причины этого явления, наши специалисты отправились на одно из мукомольных предприятий Екатеринбурга. И оказалось, что оно закупило зерно по завышенным расценкам: их единовременно установили поставщики, нарушив тем самым закон о защите конкуренции. То же самое проделали и свердловские производители молока.

    Пока ведется детальная проверка предприятий. Если их все-таки признают виновными в сговоре, руководителям грозит лишение свободы до семи лет, штраф или дисквалификация.

    Надзорные органы разбираются и с повышением цен на гречку. Они не исключают спекуляции на рынке, но замечают, что рост подстегивают не столько продавцы, сколько сами покупатели. Спрос рождает предложение: сметая продукты с полок, чтобы запастись ими впрок, потребители в конечном счете формируют дефицит и подталкивают реализаторов сбывать их с большими наценками.

    При этом самую существенную накрутку в цепочке "от хозяйства до прилавка" делают перекупщики и переработчики, которые находятся в наиболее выигрышном положении. Производители же стремятся поскорее избавиться от товаров, пока не истек срок годности, поэтому нередко продают их себе в убыток. Розничная торговля также вынуждена сдерживать цены, чтобы избежать проблем с надзорными структурами и народного недовольства.

    Татьяна Колотова с сожалением констатирует, что российское законодательство пока недостаточно развито в этом вопросе. В некоторых странах, например, есть закон о производстве молока, в котором сказано, сколько должен получать товаропроизводитель, какой процент вправе накинуть посредник, сколько структур максимально может включать цепочка перекупщиков. У нас же рынок более хаотичный.

    - Свердловская область оказалась заложником ситуации: мы не производим гречку, а завозим из других регионов, где она подорожала в полтора раза. Но в скором времени, после завершения уборочной, она должна подешеветь, -  уверяет заместитель министра торговли, питания и услуг области Надежда Шестакова. - Выросла в регионе и стоимость картофеля, хотя урожая этого года достаточно для того, чтобы прокормить жителей Свердловской области. Чтобы он остался на родине, мы рекомендовали местным аграриям не продавать картофель за пределы региона. Впрочем, Россия намерена закупить партию этой овощной культуры за рубежом, так что дефицита не предвидится.

    К слову, чтобы сэкономить на дорожающих продуктах, свердловский минторг предлагает жителям области отовариваться на сельскохозяйственных ярмарках, проведение которых стало систематическим. А также в новых специализированных магазинах, в которых реализуются товары местного производства. Они не проходят через большую череду посредников, а значит, их стоимость ниже привозных аналогов.

    Поделиться