15.09.2010 23:20
    Поделиться

    Леонид Рошаль: Мы должны защитить и врача, и пациента

    В России создана национальная медицинская палата

    Улучшить качество оказания медицинской помощи населению, повысить знания медиков и главное уменьшить число врачебных ошибок, защитить врача и пациента - на это нацелена новая общественная организация России. Сегодня один из ее создателей, президент палаты доктор Леонид Рошаль отвечает на вопросы корреспондента "РГ".

    Российская газета: Леонид Михайлович, судя по опросам, почти 80 процентов россиян не довольны отечественным здравоохранением. Впрочем, трудно найти в мире страну, где бы население было в восторге от своей службы здоровья.

    Леонид Рошаль: Вы не правы. Например, в Германии 80 процентов населения ею довольны. А чем они лучше нас? А ведь у нас здравоохранением недовольны не только пациенты, но и мы, медики. Наверное, сейчас не время рассуждать о том, почему недовольны. Тем более что факты для недовольства искать не надо - они на поверхности. Задача нашей палаты эту ситуацию переломить.

    РГ: Желание похвальное. Но как его осуществить?

    Рошаль: Сложно, но возможно. Возможно лишь в том случае, если сами медики искренне захотят это сделать. И если это желание будет законодательно поддержано.

    РГ: Конкретно: что имеете в виду?

    Рошаль: Например, наше последипломное медицинское образование не идет ни в какое сравнение с западной системой подготовки кадров, повышением их квалификации. У нас нет условий для непрерывного образования. А без него современный медик качественную помощь оказывать априори не в состоянии. Я не люблю американскую и немецкую структуру медицинской помощи, но должен признать, что в этих странах очень серьезно и строго занимаются этими проблемами. И нам не надо ничего выдумывать, надо позаимствовать их опыт. Повышением уровня знаний там занимаются не министерства, а профессиональные медицинские ассоциации или палаты.

    В некоторых странах, например, в Германии, Голландии членство в медицинской ассоциации (палате) строго обязательно. Если ты не член этой организации, ты не имеешь права заниматься врачеванием. Если ты работаешь плохо, то тебя исключают из палаты. И все: специалист лишается права на свою профессиональную деятельность. Вопросами сертификации, аттестации там тоже занимаются профессиональные организации, которые строже и лучше могут оценить работу доктора.

    РГ: А как ваша организация сможет противостоять врачебным ошибкам?

    Рошаль: Это самый главный вопрос. Прежде всего надеемся, что повышение уровня знаний изменит в лучшую сторону качество помощи. Кроме того, мы рассчитываем на создание в России независимой профессиональной медицинской экспертизы, включая обезличенную. Нам необходимо защитить и медицинских работников. Ведь пациенты тоже не всегда правы.

    РГ: Как именно защитить?

    Рошаль: Мы начали создание аккредитованных при национальной медицинской палате адвокатов системы общественной защиты медиков в судебных случаях. У нас уже есть несколько примеров, когда вмешательство палаты помогло медикам. Мы работаем в контакте с Лигой защиты пациентов.

    РГ: Минздравсоцразвития создает систему страхования медицинских организаций. Речь идет о том, что за свои промахи, тем более за ошибки, медики должны платить потерпевшим.

    Рошаль: Этот закон страхует учреждения, но не конкретного доктора. Кроме того, организация должна отчислять два процента в страховую компанию. Необходимо, чтобы государство выделяло эти деньги отдельной строчкой в бюджет медицинского учреждения. Иначе будет нарушен Бюджетный кодекс. Закон вступит в силу в 2013 году. Что мы будем делать до этого времени? Сейчас обсуждаем иную, более удобную форму взаимного страхования.

    РГ: Объясните.

    Рошаль: Приведу конкретный пример. Один из докторов был незаслуженно осужден. Суд постановил, что этот врач лично должен выплатить 200 тысяч рублей потерпевшему. Замечу: заработная плата того врача была всего восемь тысяч рублей в месяц. Общество взаимного страхования в подобных случаях могло бы помочь доктору.

    РГ: Когда же станут практикой такие взаимоотношения? Вы же хотя и президент новой организации, не можете самолично все это решить?

    Рошаль: Как врач люблю консилиумы - люблю советоваться. Вот и теперь очень надеюсь на такой консилиум - в начале октября в Доме музыки пройдет Первая всероссийская конференция национальной медицинской палаты, профсоюза медицинских работников, медицинских профессиональных и региональных ассоциаций и обществ. Она-то и примет реальный план наших действий.

    Поделиться