Скоро двадцать лет как произошел распад Советского Союза. Перестало существовать громадное единое государство, умерла и единая аграрная политика. Каждое новое независимое государство стало вырабатывать свои механизмы поддержки и развития сельского хозяйства. Нарушились отлаженные хозяйственные связи. Это произошло как внутри отдельных стран, так и между ними. Желание обеспечить себя твердой валютой, торговые и валютные ограничения, низкое качество товаров, производимых на постсоветском пространстве, "бартеризация" отношений, падение дисциплины поставок, подтолкнули к стремлению отдать приоритет развитию торговых отношений со странами так называемого дальнего зарубежья. Так, в Казахстане доля стран СНГ во внешнеторговом обороте сейчас составляет 26 процентов, в России - 15 процентов. Более интегрирована Беларусь - 55 процентов. Однако во всех странах пока существует тенденция к снижению доли СНГ во внешнеторговом обороте. В России за период с 2000 по 2009 годы она снизилась на четыре процентных пункта, в Беларуси - на пять.
Центробежные силы в агропромышленных взаимоотношениях подпитывались сложным экономическим положением членов Содружества Независимых Государств. Дефицитный бюджет, большая задолженность мировым финансовым институтам, сложная социально-политическая обстановка, отрицательная динамика экономики, и в том числе агропромышленного комплекса не могли стимулировать реальные интеграционные процессы.
Разнообразные документы, принимавшиеся в СНГ, оставались в основном декларациями о намерениях. Принятие многих документов сопровождалось различными оговорками.
Так, при подписании Соглашения об Общем аграрном рынке Грузия не согласилась со статьей 5, которая формулировала необходимость сначала формирования зоны свободной торговли, а затем таможенного союза в торговле товарами и услугами, закрепляла координацию политики в торговле товарами и услугами при взаимоотношениях со странами, не являвшимися участниками Соглашения. Кроме того, были отвергнуты ключевые пункты Положения об условиях создания и функционирования рынка. Казахстан не согласился со статьями по координации ценовой политики и последующем переходе к согласованной системе рыночного регулирования цен, а также по созданию, при заинтересованности в реализации совместных программ, необходимых фондов. Узбекистан фактически не согласился со статьями 5 и 6, а Украина не поддержала положения о создании таможенного союза. В результате это Соглашение фактически так и не заработало.
Реальные интеграционные процессы стали активно развиваться с начала нового тысячелетия. Для этого созрели объективные и субъективные предпосылки. Прежде всего в СНГ появились явные признаки экономического подъема. Начали восстанавливаться государственные бюджеты, сокращаться задолженность, снижаться инфляция. Макроэкономические условия постепенно приобретают устойчивость, а инвестиционный климат становится привлекательным.
Для восстанавливающегося производства необходимы рынки, в том числе и внешние. С учетом качества основной продукции, ее конкурентоспособности наиболее привлекательными являются рынки СНГ. По мере продолжения экономического подъема они будут расширяться, и надо быть готовыми к конкурентной борьбе за них в условиях либерализации торговли.
Здесь важное значение имеют и традиции, языковая близость стран СНГ. А самое главное, пожалуй, что за десятилетия самостоятельности и независимости пришло осознание необходимости друг в друге, незаменимости и неизбежности хозяйственных и человеческих связей, их эффективности для бывших республик СССР. Как поется в одной из песен: "нам не жить друг без друга".
Однако за прошедшие годы аграрная политика большинства стран "дифференцировалась", стала отличаться друг от друга. Так, в Беларуси сохраняется сильное административное регулирование (контроль за посевными площадями, за поголовьем скота), рыночное регулирование в России отличается от похожих механизмов в Украине и Казахстане, многие механизмы поддержки сельского хозяйства и других отраслей АПК имеют существенные отличия в наших странах. К примеру, в Казахстане успешно применяются зерновые и хлопковые расписки, которые используются в качестве залогового инструмента. В России аналогичное законодательство хотя и прошло Госдуму, но было заблокировано Советом Федерации и до сих пор "пылится" в долгом ящике отвергнутых законопроектов.
В Украине интересен опыт использования механизма поддержки сельского хозяйства посредством НДС, когда на особых счетах аккумулируются средства по оплате НДС перерабатывающими предприятиями для последующего субсидирования производителей молока и различных видов мяса (говядины, свинины, мяса птицы). В Казахстане создана развитая система поддержки государством системы микрокредитования, имеющей важное значение для развития малого и среднего бизнеса в АПК.
Во многих странах широко используется программно-целевой подход. В России он зафиксирован федеральным законом о развитии сельского хозяйства, в котором четко прописаны сроки принятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на соответствующие пятилетние периоды. В настоящее время реализуется программа на 2008-2012 гг.
В Казахстане в настоящее время действует программа развития АПК Казахстана на 2010-2014 гг. В программном подходе в Казахстане можно выделить постановку задач модернизации и укрепления системы контроля качества и оценки рисков безопасности продукции АПК, совершенствования технического регулирования.
С точки зрения использования опыта выделяется Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 гг. В республике при ее подготовке были обследованы и инвентаризированы все населенные пункты. На основании этой большой работы определены конкретные мероприятия. Реализация программы - важный шаг в улучшении условий жизни в сельской местности Республики Казахстан.
В аграрной политике на постсоветском пространстве большое значение имеет поддержка сельского хозяйства. Ее объемы в разных странах СНГ отличаются. В результате создаются неравные условия конкуренции. Это препятствует нормальному развитию интеграции, и ставит страны с низким уровнем поддержки в неблагоприятное положение. Поэтому требуется зафиксировать правила оказания поддержки и ее объемов. Так, можно было бы заморозить существующий уровень поддержки и принять обязательства по его сокращению до определенного уровня в процентах от валовой стоимости отдельных видов сельскохозяйственной продукции (для поддержки, направленной на конкретные товары) и в процентах от всей валовой продукции сельского хозяйства (для поддержки, направленной на аграрный сектор в целом). При нарушении этих обязательств страны получат возможность вводить различного рода компенсационные меры или ограничения, которые выравнивали бы условия конкуренции на общем рынке. При вступлении в ВТО в качестве обязательств могут выступать условия, на которых страны присоединяются к этой организации в области внутренней поддержки сельского хозяйства.
Последние годы подтвердили значимость проблемы обеспечения продовольственной безопасности. В настоящее время страны иногда принимают нескоординированные и несогласованные действия в этой области при обострении ситуации с продовольствием. Так случилось в 2008 г. Похожая ситуация в текущем году. Представляется, что в данной области необходимы как обязательства, так и механизмы, которые решали бы возникающие продовольственные проблемы. Можно назвать и другие вопросы, которые необходимо решать для ускорения интеграционных процессов. Это развитие инфраструктуры, гармонизация законодательства, согласование транспортных тарифов, стимулирующих торговлю и кооперацию и т.д. Подобная работа должна осуществляться путем компромиссов и нахождением баланса интересов.