В четверг в Москве глава МИД России Сергей Лавров принимал по очереди двух коллег: из Канады и Украины.
С первым говорили о холодных широтах. Со вторым - о потеплевших межгосударственных отношениях. При этом оба гостя, улыбаясь, жестко отстаивали свои национальные интересы. Беседа с канадцем Лоуренсом Кэнноном продлилась на полчаса дольше запланированного: после неоднозначных заявлений, сделанных канадцем накануне, не оставалось сомнений, что разговор между двумя министрами будет напряженным.
Практически все страны, у которых есть хоть малейший шанс закрепить за собой право на кусочек северной сокровищницы, резко активизировались. Каждое государство стремится доказать: богатый углеводородами шельф принадлежит именно ему. В итоге возможная милитаризация Арктики, а также заинтересованность НАТО в этом регионе стали одним из самых острых вопросов во взаимоотношениях "арктической пятерки".
Канадская сторона не только не скрывает претензий на территорию, но и готова отстаивать свои интересы. Каким именно способом? Только мирным путем, уверяют официальные представители. Однако это не мешает Канаде параллельно развивать арктическую военную программу. В этом году канадцы уже завершили создание двух военных баз в регионе. В дальнейшем планируется строительство глубоководного порта и оснащение флота новыми ледокольными сторожевыми кораблями. К тому же канадские военные ежегодно проводят учения на территории Арктики. Все это, очевидно, заставляет партнеров Канады по "арктической пятерке" усомниться в искренности заявлений канадской стороны.
И все же на итоговой пресс-конференции и Лавров, и Кэннон заявили, что "ни о какой милитаризации речи не идет". При этом они уточнили, что Канада и Россия совместно должны обеспечить безопасность региона. Вместе с тем Лавров выразил сомнения в необходимости присутствия НАТО в Арктическом регионе: "Не думаю, что НАТО поступит правильно, если возьмет на себя право определять, кто и как будет решать вопросы в Арктике". Действующий и по сей день Арктический совет, уверен российский министр, вполне справляется с основными вопросами региона, присутствие альянса не принесет никакой пользы. Не менее важным вопросом стало обсуждение претензий Канады на хребет Ломоносова. Стороны договорились решать эту проблему на основе Конвенции ООН по морскому праву.
Спустя несколько часов Сергей Лавров встречался уже с главой МИД Украины Константином Грищенко. На этот раз говорили о силе дружбы и цене на газ, которая больше не мешает Москве и Киеву вести конструктивный диалог. "Мы ищем решения, а не создаем проблемы, - подчеркнул украинский министр. - Раньше атмосфера встреч отличалась. Сегодня мы ищем новые совместные подходы, энергия наших отношений приносит эффективный результат".
Правда, забыть "подвиги" предыдущего украинского правительства с ходу не получается. Отсюда и вопросы к Грищенко о гарантиях беспрепятственного транзита российского газа в Европу. Украинский министр отвечал предельно откровенно: "Основная гарантия состоит в том, что у нас сейчас совершенно другие политические отношения. Мы не шантажируем наших российских или европейских партнеров. Политическая сила, которая находится у власти в Украине, осознает ответственность в этом и перед собственным народом, который ни в коем случае не должен мерзнуть, и перед Европой, и перед нашими российскими партнерами". И по остальным вопросам, уверен Лавров, Москва и Киев теперь обязательно смогут договориться.