Министерство государственно-правового развития Омской области обратилось в прокуратуру с письмом, в котором просит провести проверку деятельности мэра Омска Виктора Шрейдера.
Основанием для обращения стали существенные расхождения постановления мэра города Омска N 4-п "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на возмещение отдельных видов затрат по текущему содержанию органов территориального общественного самоуправления из бюджета города Омска в 2010 году" с решением Омского городского совета о бюджете на 2010 год. Как рассказывает министр государственно-правового развития Омской области Александр Матненко, помимо установленных депутатами статей затрат мэр включил в список возмещаемых "также иные виды затрат. В частности, оплату жилищно-коммунальных услуг, другие выплаты членам органов территориального общественного самоуправления (ТОС), а также иным лицам (работникам фондов развития территориального общественного самоуправления административных округов города Омска)". То есть мэрия стала оплачивать старшим по домам, председателям домовых и квартальных комитетов, членам комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) жилищно-коммунальные услуги, а также материально поощрять председателей, специалистов и активистов КТОС. В общей сложности к этой категории "льготников" решением мэра отнесено около 16 тысяч человек. Из бюджета города Омска в 2010 году на оплату жилья и коммунальных расходов этим лицам отводится 28,9 миллиона бюджетных рублей. На поощрение участников КТОС, работающих на общественных началах, - 9 миллионов. Для председателей и специалистов КТОС, работников фондов развития территориального общественного самоуправления предусмотрено 24,2 миллиона рублей и на текущее содержание органов самоуправления - еще 5 миллионов. В целом же мэр Омска решил потратить на эти цели из бюджета города в течение трех лет 300 миллионов рублей. Это в 60 раз больше суммы, которая отводится на городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей на 2009-2012 годы".
КТОСы были созданы в формате некоммерческих организаций 15 лет назад с одной целью - помогать муниципальной власти озеленять территории, следить за целостностью жилых домов и прилегающих территорий, организовывать субботники. Иные обязательства в то время на общественные территориальные объединения не накладывались. Все изменилось весной прошлого года, когда в Омске шла предвыборная кампания, в которой главным действующим лицом был сам мэр Омска Виктор Шрейдер. Как полагают эксперты, именно желание занять кресло мэра во второй раз и подтолкнуло его подписать постановление о щедром выделении жилищных субсидий активистам. Эта тема широко обсуждалась в местных СМИ, в частности, официальным изданием "Омский вестник".
Омский пенсионер один из многих, кто пострадал от постановления мэра. Он не получил субсидий и был "уволен" из активистов. В прошлом член комитета территориального самоуправления в 12-м левобережном микрорайоне, один из самых активных его участников, он вынужден был оставить общественную работу, когда направление деятельности КТОСов круто изменилось: "Пришли новые люди. Они уже не занимались озеленением, не чинили детские площадки во дворе, - вспоминает он, - а ходили по квартирам и агитировали за Шрейдера".
Некоторые политологи уверены, что если взглянуть на действия мэра с позиций государственных, то картина получится весьма любопытной. Федеральный центр всегда высказывался за консолидацию общества, стремился избежать сепаратистских настроений во имя гражданского согласия. Однако "выборочные" субсидии - в данном случае мэра Омска, по сути, делят горожан на "своих" и "чужих" по одному-единственному признаку - факту личной преданности. Причем "свои" получают помощь из бюджета, который формируют все налогоплательщики...
В прокуратуре Омской области пока не готовы дать правовую оценку деятельности мэра Омска Виктора Шрейдера: проверка только началась, но в министерстве государственно-правового развития Омской области считают, что в самом факте финансирования КТОСов мэрией города усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 285.1 ("Нецелевое расходование бюджетных средств") и 286 ("Превышение должностных полномочий") УК РФ.