Для пассажиров поездов дальнего следования отменяются сборы за оформление и бронирование билетов независимо от сроков их приобретения. А при переезде на дальние расстояния стоимость билетов будет пропорционально снижаться.
С 1 октября 2010 года в России впервые вводится в действие Тарифное руководство, утверждающее сборы и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом внутри страны и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Этот документ сегодня публикует "Российская газета".
Как пояснили "РГ" в Федеральной службе по тарифам, в нем детально расписываются отношения между пассажирами, пассажирскими компаниями дальнего следования и владельцами инфраструктуры - рельсов, вокзальных перронов, контактных проводов, запасных путей. А тарифы рассчитываются исходя из расстояния следования поездов, их категории (скорые, пассажирские) и видов участков инфраструктуры.
Напомним, до недавнего времени в России существовал один перевозчик и одновременно владелец инфраструктуры - РЖД. С 1 апреля 2010 года от него "отпочковалась" Федеральная пассажирская компания, которая получила в наследство 24 тысячи вагонов. Остался свой вагонный парк для перевозки пассажиров и у РЖД. Есть в России и еще одна инфраструктурная государственная компания - ОАО "АК "Железные дороги Якутии", которая возит пассажиров по маршруту между Якутском и БАМом. Единые тарифные планы написаны для того, чтобы между перевозчиками не возникали разногласия. Например, кто и по каким ценам курсирует по рельсам, сколько платит за уборку вагонов, какие дополнительные сборы устанавливает для пассажиров при продаже, восстановлении или утере испорченных билетов, пользовании постельным бельем.
Определена также стоимость перевозки отдельно для взрослых и детей, причем со значительной разницей и также в зависимости от категории поезда и типа вагонов. При этом, кстати, оговаривается, что предоставление дополнительных услуг проводниками - выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, газет и журналов - в тарифы не входит и оказывается за отдельную плату. В итоге сформированы тарифные таблицы. Всего их 14 - на разные случаи жизни.
Такие меры, как говорят эксперты, с одной стороны, уравнивают перевозчиков, но с другой - не дают им возможности демпинговать.
Введение же общих для всех расценок на использование инфраструктуры создает основу для равной конкуренции, где нет преференций для любимчиков. Зато возникают предпосылки для появления других пассажирских компаний дальнего следования. Предполагается, что со временем на этот масштабный и емкий рынок с собственным или арендованным вагонным парком придут многочисленные независимые частные компании. Чтобы нынешним и потенциальным участникам рынка были понятны условия игры на "железнодорожном поле", а также взаимодействие друг с другом и предстоящие расходы, возникла необходимость в выстраивании новой, прозрачной системы формирования взаиморасчетов. Как подчеркивают в ФСТ, новые тарифы для бизнесменов выстраивались таким образом, чтобы они не повлияли на стоимость проезда миллионов рядовых пассажиров, пользующихся плацкартными и общими вагонами в поездах дальнего следования. То есть уровень тарифов спроектирован с учетом сохранения тарифной нагрузки при изменении системы дополнительных сборов и плат. Для тех же, кто будет ездить в вагонах повышенной комфортности - купе и СВ, - тарифы и сборы, как это было принято ранее, по-прежнему будут устанавливать перевозчики.
Еще одно новшество - появление отдельных единых тарифных схем на перевозки пассажиров в поездах, которые курсируют в режиме электричек на относительно дальние расстояния, свыше 200 километров. В ФСТ добавляют, что все сборы и платы на работы (услуги), оказываемые перевозчиками, построены на единых для всей территории России принципах.
В РЖД считают, что документ "создает базу для эффективной работы Федеральной пассажирской компании, для формирования прозрачного рынка пассажирских перевозок и выхода на этот рынок других перевозчиков". Единое тарифное руководство к действию, как называют документ в РЖД, устанавливает для рынка пассажирских перевозок четыре составляющие затрат - оплату инфраструктуры, вокзалов, локомотивов и вагонов. Это поможет с точностью до копейки учитывать расходы и доходы компаний в тарифах. Прежний же прейскурант 1993 года выпуска с 1 октября 2010 года будет недействителен.
Между тем
Через тринадцать дней вступает в силу приказ ФСТ, который устанавливает дифференцированные по календарным периодам 2010 года индексы к уровню тарифов на перевозки пассажиров для всех трех компаний. С 1 октября по 24 декабря, 85 календарных дней, пассажирам плацкарта и общих вагонов можно рассчитывать на снижение стоимости проезда на 10 процентов. "5 и 26 декабря стоимость проезда будет равна утвержденным расценкам. Потом стоимость билетов на железной дороге у всех компаний станет расти 27 и 28 декабря на 15 процентов, 29 и 30 декабря на - 20 процентов от номинала. И в последний день года стоимость билетов у всех компаний должна вернуться к базовому тарифу.