КС предстоит определить, кто из региональных депутатов может работать "на постоянной профессиональной основе"

Первое же дело, рассмотренное Конституционным судом в минувшую пятницу после летних каникул, оказалось о том, чем человек с зарплатой отличается от человека без нее.

Парламент - это вещь дорогая, не каждому российскому региону по карману. Но благодаря действующей редакции Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" есть возможность сэкономить. Число депутатов в региональном Законодательном собрании устанавливается Уставом (Основным законом) субъекта Федерации, там же указывается, сколько из них могут работать "на постоянной профессиональной основе". То есть, обладая зарплатой депутата и прочими привилегиями. В Алтайском крае право работать на постоянной профессиональной основе имеют по местному законодательству не менее одной четверти депутатов (примерно 17 человек). Правда, зампред Заксобрания Алтайского края Сергей Землюков сообщил, что сейчас ситуация с бюджетом края такова, что один из председателей комитетов работает на общественных началах, хотя и имеет право на зарплату. А представитель Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева сообщила, что по штатному расписанию 2008 года постоянно профессионально трудятся 14 депутатов.

Игорь Вольфсон работает депутатом в Алтайском краевом Законодательном собрании с 1996 года (он является членом фракции КПРФ), причем явно предпочитал комитет по местному самоуправлению, который и возглавлял некоторое время. Но после выборов в 2008 году, несмотря на поддержку фракции, права работать в том же комитете на постоянной профессиональной основе он не получил. Тогда Вольфсон пошел в суд, указывая, что его дискриминируют по политическим мотивам, и требуя 300 000 рублей моральной компенсации. Процесс выиграть ему не удалось, и так появилась жалоба в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Основному Закону РФ: Устава Алтайского края, двух краевых законов - "О статусе депутата Алтайского краевого Заксобрания" и "Об Алтайском краевом Заксобрании", а также пункт 8 статьи 4 и статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации".

"Конституционные права, о которых вы говорите, не настолько очевидны, насколько вам кажется, - вежливо отвечала на вопросы заявителя представитель Совета Федерации в КС Елена Виноградова, - если уж и надо разрушать конституционный баланс, то для более значимой цели". Судья КС Гадис Гаджиев задумчиво поинтересовался у Виноградовой, что же делать, если б двадцать алтайских депутатов захотели работать на постоянной основе, а право на ротацию в федеральном законе есть. "Да, непонятно, по каким причинам одна из норм отсутствует", - признала недочет в алтайском законодательстве Виноградова. "Законодателем Алтайского края не выполнены в полной мере требования федерального закона о порядке формирования парламента", - заметила Татьяна Васильева, прибавив, что все сроки этой корректировки с 2007 года уже прошли. Впрочем, и она, и представитель минюста Виктор Карпов не считали, что оспариваемые нормы федерального закона следует признавать неконституционными. Карпов выразил уверенность, что положения вполне соответствуют демократическим нормам, ведь "депутату, работающему не на постоянной основе, обеспечиваются все материально-технические и организационные средства, как и депутату, работающему на постоянной основе".

На это Вольфсон только грустно хмыкнул: "Край большой, а транспорт не дают. Во всех комитетах есть аппарат, который депутатам оказывает помощь, но он помогает работающим на постоянной основе, мне, общественнику, приходится все делать самому, даже ночью". Тут он, конечно, слегка преувеличил: работать по вечерам депутатам, не занимающим руководящих постов в парламенте, разрешили недавно после вмешательства прокуратуры. До этого проход в служебные помещения в нерабочее время для депутатов-общественников был запрещен.

Решение по делу КС вынесет в течение месяца.