Вчера подвели итоги XIX Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.
То, что главный приз - "Золотая лоза" - уедет в Литву и достанется Шарунасу Бартасу за картину "Евразиец", казалось настолько закономерной, заслуженной и бесспорной наградой, что финальное обсуждение жюри осталось почти без острой драматургии, а последние дни "Киношока" лишились главной фестивальной интриги. Вот прямо сразу же после того, как где-то в середине пути "Киношока" показали фильм и линия видимого киногоризонта отодвинулась куда-то далеко-далеко...
О нем и его картинах последнее время говорят с очень большим придыханием. Режиссер, автор сценария, оператор, исполнитель главной роли в своем фильме, Шарунас Бартас окончил ВГИК, став достойным учеником Ираклия Квирикадзе, в 89-м году создал в Вильнюсе первую независимую киностудию "Кинема", в 90-м дебютировал как режиссер, и с тех самых пор его великий педагог мог им гордиться.
Кажется, награды к нему притягивались, как намагниченные, хотя никаких специальных телодвижений и дружественно-заинтересованных пассов по данному поводу Бартас никогда не совершал, - сложно назвать более независимого, закрытого и харизматичного режиссера. О его фильме "Евразиец" - своего рода литовском боевике, выстроенном как экзистенциальная драма бывшего наркоторговца, который сделал попытку вернуться к нормальной жизни, а оказался за порогом смерти, в контексте "Киношока" "РГ" рассказывала подробно (16 сентября 2010 года).
Конкуренты, разумеется, у "Евразийца" были. Во-первых, чистая, как слеза ребенка, киргизская картина "Свет-аке", воспевающая природную доброту, отзывчивость и сердечность отдельно взятого сельского человека, оказывающегося совершенно бессильным перед наступающими из города распущенностью, беспринципностью, делячеством и вообще всемирным злом. Режиссер, автор сценария и исполнитель главной роли киргизский актер Актан Арым Кубат получил приз "Киношока" за лучшую мужскую роль и приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
Во-вторых (если продолжать считать потенциальных конкурентов "Евразийца"), это были приехавшие на "Киношок" с урожаем призов с Венецианского кинофестиваля "Овсянки" Алексея Федорченко, в Анапе отмеченные призом за лучшую режиссуру.
В-третьих, самая "народная" картина фестиваля в стилистике почти исчезающего сегодня кино для зрителей - казахский фильм "Ойпырмай, или дорогие мои дети", снятый молодым режиссером Жанной Исабаевой с невероятным юмором и жизнелюбием. Это был единственный случай на фестивале, когда зрители после полнометражной картины основного конкурса расходились пританцовывая и не с подавленно-депрессивным, а с хорошим настроением и улыбками на лицах. В результате - "Ойпырмай, или дорогие мои дети" получили специальный диплом жюри и приз кинопрессы "За поиск пути к сердцу зрителей".
И, в-четвертых, фигурировала новая работа Андрея Эшпая "Элизиум" по сценарию Эльги Лындиной - несколько дней из жизни поэта Гумилева (в картине названном Алексеем Тучковым). Фильм - театральный розыгрыш с удивительным импрессионистическим настроением и чеховской атмосферой, собравший множество положительных откликов от коллег-режиссеров и получивший на "Киношоке" приз имени А. Княжинского за лучшую операторскую работу в полнометражном кино, в данном случае - Сергея Юриздицкого.
Призом за лучшую женскую роль была отмечена эстонская актриса Хелена Мерзин в фильме "Снежная королева", сыгравшая молодую сорокалетнюю женщину, раковую больную, заключившую себя -буквально - в ледяные хоромы и придумавшую, что любовь юноши сможет ее спасти. А лучшим автором сценария признали Сергея Лозницу за "Счастье мое".
Главные события, комментарии, мнения, прямые речи победителей и самые интересные сюжеты "Киношока" - в ближайших номерах "РГ".