Алексей Мишин: ИСУ так же нуждается в Плющенко, как Плющенко нуждается в ИСУ

Во время контрольных прокатов сборной России по фигурному катанию мы разговорились с бессменным тренером нашего олимпийского чемпиона. Мишин настроен оптимистично.

Российская газета: Алексей Николаевич, пока все остальные катаются, позвольте спросить: как дела у Евгения?

Алексей Мишин: Почему "пока все остальные катаются"? Женя тоже катается, и еще как. Была вчера тренировка, сегодня, только не здесь, не в Одинцово. Надеюсь, все будет в порядке, и завтра он тоже выйдет на лед. Тренируется Женя в моей группе, и, должен вам сказать, прошел всю предсезонную подготовку. И тройной аксель прыгает...

РГ: И четверной?

Мишин: Четверной - на сегодняшний день нет. Но при последующей подготовке будет готов и к этому. Он в неплохой форме и нормальном настроении.

РГ: И даже несмотря на решение Международного союза конькобежцев (ИСУ) отлучить его от любительских состязаний?

Мишин: Вы хотели, чтобы мы такому решению радовались? Но воспринял Евгений это мужественно. Тренировок не забросил.

РГ: Тут даже по газетам и по Интернету побежал слушок, что он уже обратился с просьбой о возвращении ему любительского статуса.

Мишин: Так вы же его от имени федерации и опровергли. Нет, мой друг, нет. В Федерацию фигурного катания на коньках мы с такой просьбой не обращались. Пока.

РГ: Но почему?

Мишин: Ну, давайте я вам попробую объяснить. Вот ИСУ лишает Женю статуса. И мы сразу с письмом: пересмотрите, допустите... Нет, пока нет. Это будет как-то, просто не знаю... Пусть пройдет время. И тогда мы напишем письмо в федерацию, чтобы она направила соответствующую просьбу в ИСУ. Я хочу откровенно сказать вам: ИСУ так же нуждается в Плющенко, как Плющенко нуждается в ИСУ. Без него, что, мужские соревнования стали интереснее? Значит, надо делать шаги навстречу друг другу. Но со временем, со временем. А пока мы готовимся к соревнованиям в Японии.

РГ: Так ведь участие в них Жене запрещено.

Мишин: Только не в этих под названием "Джапан Оупен". 2 октября в Японии проводится турнир, открытый для всех - и для любителей, и для профессионалов. Посмотрим, на что Женя способен.

РГ: Алексей Николаевич, а не кажется, что с возвращением надо торопиться? Ведь годы идут.

Мишин: А что им еще остается? Но все же позволю себе поспорить с вами относительно хода лет. Они идут для каждого по-разному. Тут дело не в годах, не в возрасте. А в координационном старении спортсмена, в данном случае фигуриста. Так вот, признаков координационного старения у Плющенко совершенно не наблюдается.

РГ: В отличие от травм.

Мишин: Травмы - неизбежность большого спорта. А координационного старения нет и в помине. Вот вылетает на лед моя группа, и на фоне 17-18-летних Женя выглядит лучше остальных.

РГ: В плане техники?

Мишин: Сейчас не о ней, хотя о технике что говорить - это же очевидно. Он катается ловко, весело, изящно, с желанием, которое я, к сожалению, вижу не у всех молодых. Он их обыгрывает уже на тренировках. После этого трудно победить его на соревнованиях. Одна дама, назовем ее так, без фамилии, знаменитый наш тренер, недавно сказала мне о Жене так: молодые ребята напоминают молоденьких старательных щенят, а он - главный, он лидер, за ним гонка. И пусть гонятся. Может, это поднимет уровень нашего российского мужского фигурного катания.

РГ: А кто все-таки гонится?

Мишин: Мне неудобно говорить о других ребятах, я - о своих. Хороший, своеобразный парень Артур Дмитриев.

РГ: Сын двукратного олимпийского чемпиона в парном катании Артура Дмитриева? А отец - теперь тренер, не мешает, не слишком вникает в процесс подготовки?

Мишин: Наверняка вникает, но в данном случае Артур-старший ведет себя всего лишь как примерный папа мальчика-фигуриста. Скорее, помогает мама - она придумывает всяческие упражнения, чтобы сын растягивался. И за это спасибо.

РГ: А другой ваш юный ученик и тоже Артур - Гачинский? Заявил о себе рано, от него все эти годы чего-то ждут, надеются...

Мишин: Чувствую, чувствую в вашем вопросе подвох. В этом сезоне произошло то, чего я и ждал. Парень возмужал. Раньше у него не хватало физической выносливости. Сделал прыжок и устал, утомился. Сейчас набрался сил.

РГ: Алексей Николаевич, в вашей группе тренируются и девочки. Как Лиза Туктамышева - совсем молоденькая, но надежды подающая? С девочками всегда трудно: то былиночки, камышиночки, и вдруг вырастают в большие березки, которым на льду тяжело.

Мишин: И некоторые говорят: давайте подождем, вот еще год-другой посмотрим, там будет видно. Я против такой выжидательной философии. Их, маленьких, надо тренировать так, чтобы они чувствовали и знали: мы ждем от них чемпионства. А ожидание - типа располнеет, природа возьмет свое - только расхолаживает. У нас очень много хороших, пока совсем юных фигуристок, и это внушает оптимизм. Среди тех, кто мне нравится, и Аделина Сотникова, исключительно способная девочка, только час назад победила на юниорском этапе Гран-при. И чем больше таких девчонок, тем лучше. Ладно, спасибо за интервью. Пойдемте смотреть прокаты.