20.09.2010 23:40
    Поделиться

    Игорь Агамирзян: В российской инновационно-венчурной экосистеме есть несколько "узких" мест

    Российская экономика в сфере инноваций сегодня ориентирована на развитие предложения. Эксперты уверены: необходимо формировать спрос на продукты инновационной работы. Кто в итоге должен платить за развитие инноваций: государство или предприниматели? Об этом, а также о том, что мешает развитию российского технологического бизнеса, рассказывает генеральный директор Российской венчурной компании Игорь Агамирзян.

    - Какой процент проинвестированных инновационных проектов оказывается удачным?

    - На ранней стадии венчурного инвестирования действует схема "3-3-3-1". Это значит, что из 10 проинвестированных инновационных компаний три будут неудачными, три обеспечат возврат вложенных средств, еще три принесут средний доход, сравнимый с малорисковыми вложениями. И только один проект "выстрелит": будет сверхдоходным и принесет сотни процентов прибыли. Этого обычно хватает, чтобы не только покрыть из держки, связанные с неудачным инвестированием, но и заработать.

    - Каковы же причины, мешающие развитию инновационного бизнеса в России?

    - В российской инновационно-венчурной экосистеме есть несколько "узких" мест. Первое - это отсутствие в законодательстве адекватной организационно-правовой формы для регулирования деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций. Второе - излишняя зарегулированность и негибкость существующих правовых форм для стартапов. Третье - недостаточный объем грантовой поддержки инноваторов на ранних, предпосевных стадиях для налаживания стабильного потока проектов, а также отсутствие большого спектра механизмов привлечения финансирования в эти проекты. Сюда же можно отнести недостаток сервисных услуг и дефицит инфраструктуры для развития венчурного инвестирования. Серьезным препятствием для развития инноваций с точки зрения бизнеса выступают и недоработанность законодательства по защите интеллектуальной собственности, и отсутствие результативного техрегулирования, и дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, и ученые, и бизнесмены отмечают низкую эффективность государственной политики в сфере науки и инноваций. Не последнюю роль здесь играет неэффективная организация в системе конкурсного финансирования научных исследований, проведение конкурсов "под конкретных людей". Безусловно, внедрению инноваций мешает дефицит денег: нехватка свободных средств внутри компании, а также низкая доступность финансирования из внешних источников. И, наконец, серьезным препятствием становится слабая интеграция в глобальную инновационно-венчурную экосистему и существенные барьеры при проведении международных операций инновационными стартапами.

    - Что вы имеете в виду?

    - Если конкретнее, то тревожит, к примеру, невозможность временного ввоза в РФ продукции НИОКР, поскольку образцы продукции невозможно идентифицировать по формальным признакам: серийному номеру, производителю, стране изготовления и т.д. В результате российские компании имеют ограниченный доступ к передовым ресурсам, разработкам и технологиям, а для проведения совместных с зарубежными коллегами НИОКР возникает необходимость открытия дочерних компаний за пределами страны. Чтобы исправить положение, государство должно заняться созданием благоприятного режима временного ввоза/вывоза образцов продукции, включая экспериментальное оборудование. Есть еще одна проблема: валютный контроль при прохождении таможенных процедур. Происходит постоянное дублирование контрольных функций агентов валютного контроля при прохождении таможни, что приводит к ненужному "размножению" документов. Здесь государство просто должно раз и навсегда уточнить компетенцию таможенных органов как агентов валютного контроля.

    - Что еще нужно сделать, чтобы в корне изменить ситуацию?

    - Среди наиболее выполнимых предложений - перемены в корпоративном законодательстве, создание ориентированных на стартапы сервисных компаний и более активная грантовая поддержка инноваторов. Необходимо расширить направления финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, используя механизмы грантового и возвратного финансирования. Требуется также создание гибкого механизма, по которому гранты могут выдаваться и на развитие сервисов для малых инновационных компаний. Еще одна мера - повышение эффективности использования средств выделяемых грантов за счет участия в принятии решений о выделении грантов независимых представителей рынка - предпринимателей. И последнее - увеличение объема средств на научно-техническую сферу в распоряжении фонда.

    - Есть еще какие-то подводные камни, о которых инноватор узнает только в процессе работы над стартапом?

    - Сколько угодно. К примеру, при сотрудничестве с физическими лицами с двойным гражданством или видом на жительство, проживающими за рубежом, инновационные компании не могут оплачивать работы и услуги по договорам, кроме трудовых. Это невозможно ни в рублях, поскольку никто не позволит открыть рублевый счет в зарубежном банке, ни в валюте - расчеты в валюте между резидентами запрещены, а подтверждение статуса нерезидента весьма затруднительно. В результате мы имеем ограниченные возможности найма квалифицированного русскоязычного персонала зарубежными филиалами российских инновационных компаний. Эту проблему можно было бы решить внесением поправок в валютное законодательство, разрешающих расчеты с гражданами России, постоянно проживающими за рубежом, в валюте страны проживания.

    При оформлении паспорта сделки при внешнеторговых операциях также существуют несколько проблем: очень низкий порог оформления ПС - 5 тыс. долларов и длительные сроки оформления - от 3 дней без учета сроков обмена документами с контрагентами. В итоге невозможно произвести оплату контрагенту, пока паспорту сделки не присвоен номер, а нарушение правил валютного контроля ведет к административной ответственности. Повышение порога оформления паспорта сделки по внешнеторговым операциям минимум до 100 тыс. долларов и организация в Валютном управлении Банка России аналога компьютерной системы "Клиент-Банк" для подачи документов на оформление ПС могли бы помочь в этой ситуации.

    - Сегодня в инновации вкладывает в основном государство, а не бизнес. Почему так происходит и к чему это может привести?

    - Если все инновации оплачивать лишь за счет государства, есть большая опасность начать финансировать просто никому не нужные работы. Но пока научным разработкам попросту не хватает внимания предпринимателей. Если бы спрос на результаты исследовательской деятельности был выше, институты больше бы занимались прикладной наукой. Однако сегодня внедрение инноваций на предприятии не дает бизнесу почти никакого преимущества - слишком велики финансовые риски. По этой причине предприятия пока неохотно идут на регистрацию интеллектуальной собственности и ее постановку на бухгалтерский баланс. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране поможет в решении этой проблемы, однако на это уйдет несколько лет. Инновации - это "длинные" деньги.

    Поделиться