Новости

21.09.2010 00:49
Рубрика: Экономика

Таблетки, пиво и кредит

Реклама этих товаров чаще всего не соответствует требованиям закона

Рекламный рынок оживает.По данным АКАР, за первое полугодие 2010 г. суммарный объем рекламы составил примерно 105 млрд руб., что на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. И вот совпадение, до 10% всей этой рекламы - "неправильная". О том, с какими нарушениями Закона "О рекламе" сегодня сталкиваются надзорные органы, нам рассказывает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Александр Тархов.

- Александр Викторович, c какой "неправильной" рекламой чаще всего сталкиваетесь в СМИ?

- Чаще всего с нарушением ст. 16 Федерального закона "О рекламе", который предписывает при размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях сопровождать данный текст пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Кроме того, очень часто рекламораспространителям кажется неважным размещение рекламы алкогольной продукции с отметкой о вреде ее потребления. В прошлом месяце в управлении был рассмотрен ряд дел в отношении глянцевых журналов и иных периодических изданий (MAXIM, PLAYBOY, "КОММЕРСАНТЪ", ТРЕНД КИНО).

- Наверное, вам достаточно посмотреть на какую-нибудь растяжку на улице или на рекламу, которая прерывает cериал на самом интересном месте, и вы сразу определяете, что есть нарушение. Какие наиболее распространенные нарушения вам удается фиксировать?

- В первую очередь это реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Часто нарушаются нормы ФЗ "О рекламе", предписывающие не размещать рекламу на расстоянии ближе, чем сто метров от зданий, в которых находятся детские, образовательные, медицинские, военные организации, театры, цирки, музеи, концертные и выставочные залы, а также библиотеки. Данные нарушения допускаются рекламораспространителями, такими крупными операторами наружной рекламы, как News Outdoor, Gallery, Реклама-Сервис, Олимп, а также различными хозяйствующими субъектами. В частности, на этой неделе возбуждено дело в отношении ЗАО "Киевская площадь", которое в торгово-развлекательном центре "Европейский" разместило рекламу алкогольной продукции в непосредственной близости от кинотеатра "Формула Кино Европа", расположенного в здании ТРЦ "Европейский".

Нарушаются нормы ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы алкоголя, пива, табака без предупреждения о вреде их чрезмерного потребления. Данные нарушения чаще всего допускаются кафе, барами, ресторанами, магазинами, которые рекламируют указанную продукцию, а также проводят различного рода акции, предметом которых являются алкоголь, пиво, табак. Кстати, 1 сентября вынесены решения о признании нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе крупными сетевыми ресторанами - рестораном "Грабли" и трактиром "Елки-Палки", которые рекламировали пиво марок "Старый Мельник" и "Балтика", без предупреждения об их вреде потребления.

Другие нарушения законодательства Российской Федерации касаются использования в рекламе иностранных слов и выражений (без перевода на государственный язык Российской Федерации - русский), которые могут привести к искажению смысла информации. Данные нарушения допускают также кафе, бары, рестораны, магазины. Особенно в период проведения скидок витрины магазинов содержат массу нарушений, выражающихся в надписях: SALE, DISCOUNT без перевода на русский язык. Кроме того, в период распродаж нарушается еще одна норма ФЗ "О рекламе" - размещение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы. Для примера: Торговый дом ЦУМ в своей рекламе указал, что проводится распродажа - 30%, при этом не указал, какой товар подпадает под условия акции. Как простой потребитель рекламы, я из смысла рекламы понял бы, что весь товар в ЦУМе продается со скидкой 30 % , однако на самом деле - только часть товара. О данном условии рекламодатель умолчал. По данному факту собраны необходимые документы и возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

- Сколько времени проходит после того, как вы заметили нарушение, и до тех пор, как та же злосчастная растяжка будет снята?

- Мы стараемся работать максимально быстро. Но есть рекламодатели, распространители рекламы, которые стараются максимально долго распространять ненадлежащую рекламу. Приведу пример: банк "Траст", он у нас проходит неоднократным нарушителем. Сегодня на рассмотрении в Московском УФАС России находится очередное дело в отношении банка "Траст". На основных магистралях столицы размещена реклама с изображением трех обнаженных девушек, прикрытых Российским флагом. Банк, как рекламодатель, закон игнорирует, и мы, поверьте, применим к "Трасту" самые жесточайшие меры.

Очень много претензий у нас к операторам услуг связи. В частности, к АКАДО. Люди жалуются, что без их согласия рекламируют по телефону те или иные услуги, навязчиво звонят. Дело рассмотрено, предписание выдано. Сейчас ждем его исполнения. В случае если нарушение закона продолжится, будем ужесточать меры воздействия.

Что касается развлекательных заведений, то, например, есть клуб "Пача". К его руководителям у нас накопилось много вопросов. Данное развлекательное заведение на своем официальном сайте, а также на сайте mail.ru размещает рекламу своего клуба с использованием иностранных слов и выражений без перевода их на русский язык. По данному случаю в отношении клуба "Пача" вынесено решение о признании нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Однако клуб "Пача" до настоящего времени не выполнил предписания, кроме того, продолжает нарушать ФЗ "О рекламе". На этот счет у Московского УФАС России - четкая политика: клуб "Пача" за невыполнение в установленный срок законного предписания будет привлечен к административной ответственности; за новые факты нарушения ФЗ "О рекламе" штраф будет наложен в большем размере, чем предыдущий.

- Нарушения в области какой рекламы: банков, медицинских услуг, продуктов питания, на ваш взгляд, самые опасные?

- Сложно сказать, какая ненадлежащая реклама самая опасная. Это то же самое, что спросить, а какое из бедствий самое опасное: пожар, наводнение и т.д.? Вы сможете выбрать? Я - нет! Нарушения при рекламировании медицинских услуг - очень серьезные. Недавно мы завершили несколько дел по БАДам - биологически активным добавкам. Очень часто те или иные компании - распространители БАДов заявляют потребителям в своих рекламных роликах, что БАД излечивает от многих опасных болезней. Люди, особенно пенсионеры, верят, отдают последние деньги, чтобы вылечиться, в результате обещанных улучшений не наступает. Жалуются нам. Мы, со своей стороны, штрафуем, выдаем предписания, требуем, чтобы рекламодатели и рекламораспространители сообщали, что БАДы не излечивают от болезней и это не лекарства.

Особый контроль уделяем рекламе банковских услуг, потому что часто встречающиеся нарушения - это предоставление неполной информации о услуге.

Как правило, при размещении рекламы банковского вклада или кредита указывается процентная ставка и умалчивается информация о сумме и сроке вклада или кредита, а также умалчиваются и другие условия договора, например, о досрочном погашении кредита, о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость предоставляемого кредита и иных условиях, прямо предусмотренных договором и определяющих фактическую стоимость кредита. В результате потребители рекламы получают искаженную информацию о рекламируемой услуге. При распространении такой рекламы нарушаются требования, предъявляемые непосредственно к рекламе финансовых услуг, а также общие требования к рекламе, в части введения в заблуждение потребителей рекламы, ввиду отсутствия в рекламе части существенной информации.

В последнее время в рекламе банковских услуг стало популярным крупным шрифтом указывать процентную ставку по вкладам или ежемесячную комиссию по кредитам, и мелким, нечитаемым шрифтом - все остальные существенные условия договора. Информация об указанных условиях договора формально присутствует, однако данные сведения выполнены таким мелким шрифтом или появляются на последней секунде рекламного ролика, что потребители рекламы не в состоянии воспринимать указанную информацию. В этом случае комиссия управления устанавливает нарушения статьи 28 Закона "О рекламе" в отношении рекламодателей.

Московским УФАС России рассмотрены дела о нарушении законодательства РФ о рекламе в отношении следующих хозяйствующих субъектов: ООО АКБ "Московский Капитал", КБ "Ренессанс", ЗАО "КБ Дельта Кредит", ОАО АКБ "Российский Капитал", ООО "Женераль Групп", АКБ "Сити Банк", КБ "Юниаструм Банк (ООО), НБ "Траст" (ОАО) и другие, по факту распространения ненадлежащей рекламы вкладов и потребительских кредитов.

К указанным хозяйствующим субъектам применены меры административного наказания в виде штрафа, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Экономика Бизнес Правительство ФАС Бизнес - Главное