20.09.2010 23:05
    Поделиться

    В Доме Русского Зарубежья показали фильм Сергея Зайцева "Союзники"

    Известный режиссер-документалист Сергей Зайцев представил в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына свой новый фильм "Союзники. Верой и правдой!".

    Часовая лента, основу которой составляют монологи прошедших трагедию 1939-1945 гг. ветеранов из США, Франции, Великобритании и России. Их слова добавляют воспоминания бывших солдат вермахта. И все это - в обрамлении уникальной кинохроники, найденной режиссером в зарубежных архивах и в большинстве своем совершенно неизвестной в России.

    "Перед атакой настолько ярко запоминаются самые последние моменты... Запоминается цветочек, который растет за бруствером, или березка неподалеку... И крутится мысль, что видишь все в последний раз... Но живет вера, что, даст Бог, все-таки пронесет". Это говорит советский солдат Семен Ермаков, едва уцелевший после смертельного ранения на Карельском фронте.

    А вот другой ветеран Второй мировой, американец Уильям Картер из города Джорджтаун. Он вспоминает о конвоях союзников, ходивших через северные волны в Мурманск: "Нас трижды торпедировали в районе полярного круга, и в конце концов потопили. А тогда шел снег, очень сильный снег... Последняя моя мысль перед взрывом, самая последняя перед тем, как торпеда сработала, была такова: "Интересно, видел ли кто-нибудь, как снежинки падают на поверхность торпеды, которая через минуту пробьет корабль?"

    Они говорят неспешно, но видно, чего стоит им каждая фраза. Американец сменяет на экране русского, затем шотландец, одевший для встреч с российскими кинематографистами свой национальный костюм. Наступает черед француза Мориса Кордье и его воспоминаний об освобождении Парижа в 1944 году : "Первые танки, которые вошли в Париж, были части полковника Дрона, сформированные, когда мы были уже на подходе к столице... Одному из наших танкистов удалось дозвониться до родителей, телефоны в Париже еще работали. Он успел сказать им: "Я еду! Вот он я! Я вернулся!", а спустя несколько минут погиб в бою..."

    Вот что написал о фильме директор Музея кино Наум Клейман: "Поразительно ощущение благородства этих замечательно выбранных людей, без колебаний и сомнений выполнявших свой моральный долг - и победивших зло".

    На удивление гармонично вплетаются в этот хор слова тех, кто воевал с другой стороны. Они тоже, спустя шестьдесят лет, размышляют, почему так все произошло. "Я стал солдатом в семнадцать лет, не добровольно. Уже в 18, в России, меня тяжело ранило... Я думал, война для меня закончилась... Нет! Здесь, на Зееловских высотах, нас еще раз отправили воевать. Кого только не посылали - 16-летних юнцов и пенсионеров старше 60. И все потеряли жизнь... За кого? Скажите мне, за что?" - почти кричит Антониус Шнайдер, сегодня живущий в Берлине.

    Снова мы слышим Уильяма Картера: "Статистика, я никогда в ней особо не разбирался, говорит, что, по грубым подсчетам, во время Второй мировой погибло 54 миллиона человек. И примерно 27 миллионов от общего числа составили русские... Это страшная статистика... Это нужно как следует осознать всем, кто благодаря русским смог сохранить свою страну, общество, свой уклад".

    И, говоря об этом пронзительном фильме, нельзя не сказать слова благодарности человеку, благодаря которому "Союзники. Верой и правдой!" состоялись. Продюсеру картины Александру Смолко. Также значительное участие в картине приняла киностудия "Русский путь".

    Поделиться