Состоявшаяся на прошлой неделе в Москве конференция "Российский рынок нефтепродуктов-2010" выявила основные проблемы в сфере производства и сбыта, предложив основные направления комплексного развития этой отрасли.
К сожалению, по уровню глубины переработки нефтяного сырья Россия по-прежнему уступает индустриальным, многим развивающимся и большинству стран бывшего СССР. Речь идет о выходе высококачественной продукции на тонну перерабатываемой нефти. Как отмечалось на конференции, если в РФ этот показатель не превышает 73%, то в других странах он намного выше (см. диаграмму). А считанное количество современных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в России, особенно в ее Азиатском регионе, не позволяет в сжатые сроки осуществить комплексную модернизацию отрасли.
По мнению Виталия Бушуева, генерального директора Института энергетической стратегии, повышение глубины нефтепереработки в России связано не только с инвестиционно-технологической политикой российских нефтяных компаний. Но и с налоговой политикой государства, в соответствии с которой, по примеру стран-членов ОПЕК и ряда других государств, целесообразно применять "щадящий" режим налогообложения для стимулирования производства высококачественных нефтепродуктов. Причем в этом случае Россия наряду с насыщением внутреннего рынка качественным топливом сможет выступать на мировом рынке нефти не только как поставщик сырья. Схожее мнение высказал Юрий Зуев, председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза.
В свою очередь профессор Российского госуниверситета нефти и газа имени Губкина Юрий Черный полагает, что возможное снижение поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов может привести к сокращению объема инвестпроектов как по расширению сырьевой базы нефтепереработки, так и по внедрению современных и, соответственно, капиталоемких нефтеперерабатывающих технологий. Ю.Черный и некоторые другие участники форума прогнозируют, что, если состоится снижение мировых цен на нефть, оно наверняка будет долгосрочным, а это негативно повлияет и на без того сложную ситуацию в перерабатывающем секторе нефтяного комплекса РФ. Поскольку большинство нефтяных российских компаний до настоящего времени не уделяло должного внимания повышению качества нефтепродуктов и реализации продукции на уровне мировых стандартов.
По мнению Александра Федина, директора департамента топливных и смарт-систем корпорации "АйТи. Информационные технологии", в настоящее время в большинстве регионов РФ пока нет полновесной и достоверной статистики по производству, доставке на АЗС и реальном сбыте нефтепродуктов. Не в последнюю очередь это связано с сокрытием выручки или товарных объемов рядом заводов и АЗС, а также с имеющими место случаями фальсификации марок отечественных нефтепродуктов. В этой связи качественные параметры нефтепродуктового ассортимента на российском рынке, а также качество анализа ситуации на этом рынке, по словам А. Федина, значительно уступают тем же параметрам во многих других странах.
Что касается ценовой динамики, то, как отмечалось на конференции, в течение сентября-начала октября на мелкооптовом топливном рынке, например, столичного региона цены высокооктановых бензинов и дизтоплива могут быть снижены. Поскольку, во-первых, эти нефтепродукты поступают в сбытовую сеть в достаточном количестве. А во вторых - с учетом некоторого снижения цен на те же товары на мировом рынке. Единственным продуктом, который может немного подорожать, является низкооктановый бензин марки А-76/80, так как по состоянию на середину-вторую половину сентября в ряде районов Москвы и Московской области ощущается дефицит бензина такой марки.
Тем временем в начале сентября многие крупные НПЗ понизили свои отпускные цены (ввиду понижения мировых нефтяных цен), но участники розничного топливного рынка в большинстве регионов России пока на это не отреагировали. То есть сохраняли прежние сбытовые цены...