20.09.2010 23:41
    Поделиться

    В Пермском крае бюрократические барьеры могут дискредитировать идею аутсорсинга

    Власти Пермского края заявили о необходимости перевести на аутсорсинг все непрофильные функции учреждений образования, здравоохранения и милиции. Выполнение услуг сторонними организациями позволит сэкономить до 30 процентов бюджетных средств.

    Однако тактика некоторых ведомств при отдаче непрофильных функций на аутсорсинг не стимулирует развитие рынка, считают в управлении Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.

    Город Лысьва стал одной из пилотных площадок развития аутсорсинга. Сейчас уборка помещений двух зданий администрации поселения отдана в руки предпринимателей. Готовится аукцион по уборке помещений и прилегающих территорий всех муниципальных средних школ и детсадов Лысьвы. Цена лота - около девяти миллионов рублей, срок контракта - до сентября 2011 года.

    - У нас появился ряд частных предприятий, специализирующихся на клининге. Мы заинтересованы в этом, так как люди получают рабочие места, а налоги поступают в местный бюджет, - рассказывает начальник управления экономики администрации Лысьвы Роза Смирнова. - Питание в лысьвенских школах отдано на аутсорсинг еще лет десять назад. Сейчас готовятся документы для конкурса по передаче в аренду пищеблоков учреждений здравоохранения. В первую очередь, аутсорсинг интересен ради сокращения затрат из бюджета, во-вторых, как стимул для появления новых субъектов малого и среднего бизнеса.

    Однако при всей выгоде для бюджета, отдавать на аутсорсинг питание в детсадах в Лысьве опасаются, так как их заведующие отвечают за жизнь и здоровье детей. Пока местный рынок не развился настолько, чтобы в частных предприятиях, готовых участвовать в конкурсе, были свои врачи-диетологи.

    А вот в Перми есть удачные примеры экономии бюджетных средств и в детских учреждениях. Например, детский сад N 371 вывел на аутсорсинг техническое обслуживание всех своих зданий.

    - В результате конкурса победил индивидуальный предприниматель, предложивший самые выгодные условия для выполнения необходимых нам работ, - рассказывает главный бухгалтер пермского детсада N 371 Наталья Маркова. - Тем более, что в цену лота входила еще и стоимость материалов для замены ливневых стоков, дверей, окон, ремонта прогулочных площадок. В результате, отказавшись от ставок плотника и слесаря, ежемесячно мы имеем от трех до четырех процентов экономии фонда зарплаты. Это 52 800 рубля в месяц, которые мы используем на стимулирующие выплаты других сотрудников.
    Разумеется, в процессе передачи непрофильных функций на аутсорсинг есть и трудности. Например, в Пермском районе аукцион по уборке помещений учреждений образования выиграло предприятие из Екатеринбурга. С одной стороны, победили те, кто предложил самую низкую цену, с другой стороны, возникает вопрос - куда пойдут в этом случае налоги?

    Практика аутсорсинга, которая складывается сегодня в результате работы министерства социального развития Пермского края, вызывает вопросы у управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю. В частности, результаты аукциона по обслуживанию в 2009 году инженерных сетей психоневрологических интернатов Пермского края, объявленного их учредителем - агентством по управлению социальными службами, - выиграло пермское ООО. Антимонопольщики указали агентству, что недопустимо вносить в список условий, дающих право допуска к конкурсу, монтаж охранной и пожарной сигнализаций, так как этот вид работ не относится к строительным. Кроме того, организатор конкурса требовал лицензии на услугу "функция генерального подрядчика", и "функции заказчика-застройщика". Обилие условий, к тому же необоснованных, отсекло других претендентов, и, таким образом, всем требованиям соответствовало только одно ООО. В итоге УФАС аннулировало результаты торгов, найдя признаки нарушений со стороны агентства.

    Кроме того, специалисты ведомства считают, что отдавать определенные виды услуг сторонним лицам не всегда разумно.

    - Допустим, фирма, выигравшая конкурс по питанию в школе, оказала услугу ненадлежащего качества, - говорит заместитель начальника УФАС по Пермскому краю Антон Удальев, - а процесс расторжения контракта через суд будет идти не менее пяти-шести месяцев. Кто будет кормить детей в это время?

    Директор центра социальных инициатив Андрей Жуков высказывает сомнения в необходимости выставлять на аутсорсинг очень крупные лоты, включающие целые комплексы социальных услуг. Ведь субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации, как правило, не могут претендовать на них.

    - Передача в аутсорсинг социальных государственных услуг происходит в условиях отсутствия рынка таких услуг, - считает уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. - Аутсорсингу должна была предшествовать и сопровождать его активная политика властей по стимулированию развития рынка коммерческих и некоммерческих социальных услуг в Пермском крае, чего как не было, так и нет.

    Способы для исправления ситуации гражданские организации видят в разукрупнении лотов и в государственном контроле качества услуг, включая регулярный независимый аудит аутсорсеров. В свою очередь, УФАС предлагает выработать регламенты проведения аукционов и конкурсов в рамках федерального законодательства:

    - В 94-м федеральном законе о закупках не определено, как формируется цена заказа, - говорит Антон Удальев. - К сожалению, нет единой централизованной системы и порядка формирования цены контракта.

    Поделиться