Сегодня российский речной флот состоит из 9,5 тыс. судов, средний возраст которых превышает 30 лет. К 2020 году из эксплуатации должно быть выведено 85-90% флота, т. е. около 8 тыс. судов. Эту проблему обсуждали эксперты, собравшиеся на "круглом столе" "Российское речное судостроение: проблемы и перспективы развития" в минпромторге. По оценкам экспертного сообщества, российское речное судостроение в его нынешнем виде просто неспособно построить 8 тыс. судов до 2020 года: в стране ежегодно строится не более 20 судов, в то время как необходимо спускать на воду около 800 машин в год, только чтобы восполнить выбытие изношенных кораблей. "Сегодня речное судостроение России представляют 140 предприятий, - говорит директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Леонид Стругов. - Но это, что называется, росстатовская цифра. В действительности же работают лишь 12 из них, выдавая около 95% производимой продукции".
"Помимо этого, существует ряд факторов, сдерживающих процесс обновления флота, - отмечает заместитель министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. - Это прежде всего сезонность работы речного флота и, как следствие, длительная окупаемость судов - 10-15 лет. Сюда же относится состояние гидротехнических судоходных сооружений и растущий спрос, который покрыт сейчас только за счет импорта. Один из инструментов, призванных изменить эту ситуацию, - федеральная целевая программа развития транспортной системы России на 2010-2015 годы".
Кроме того, в октябре-ноябре этого года в Госдуме будет рассмотрен законопроект о речном судостроении, который предусматривает предоставление отсрочки по оплате налогов предприятиям, осуществляющим строительство и ремонт внутреннего водного транспорта в районах ограниченного срока навигации. "Этот законопроект в случае принятия позволит снизить налоговую нагрузку на судостроительные компании, чем даст возможность конкурировать с иностранными компаниями и верфями", - считает вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Мироненков. "Мы уже получили первый неофициальный отзыв из Госдумы, и он положительный. Поэтому я считаю, что есть большие шансы этому законопроекту стать законом, - подчеркивает заместитель министра транспорта Виктор Олерский. - При его разработке мы привлекали людей из бизнеса, как судостроителей, так и судовладельцев, и постарались учесть все то, что бы помогало специализированным компаниям в принятии решения о строительстве судна на территории России. Некоторые наши коллеги-судовладельцы уже приступили по лизинговым программам к строительству этих судов. Поэтому у нас как у регуляторов нет обратной дороги".
Что же касается перспектив роста речного судостроения в России, то, по мнению экспертов, они связаны в первую очередь с повышением спроса на суда речного и смешанного (река-море) классов. Протяженность внутренних водных путей России составляет более 100 тыс. км, которые охватывают значительную часть территории страны. При этом перевозка грузов речным флотом на 30-40% дешевле, чем железнодорожным и автомобильным транспортом. По мнению аналитиков, в связи с восстановлением экономики после финансово-экономического кризиса и ее последующим развитием грузооборот в стране будет увеличиваться, что определит спрос на речные суда.