Законодатели отрабатывают новую бюджетную методику, ориентированную на результат. Новые подходы были протестированы на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Обсуждались исполнение бюджета за 2009 год и предстоящий отчет правительства по антикризисным мерам за первое полугодие этого года, которое запланировано на 24 сентября.
Итоги прокомментировал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.
Российская газета: Впервые вы занимались отчетом об исполнении бюджета предыдущего года до рассмотрения парламентом новых проектировок по бюджету следующего года. Чем вызвана такая спешка?
Юрий Васильев: Это не спешка, а желание заранее проанализировать успехи и промахи уже выполненного бюджета, чтобы вместе с правительством разработать предложения по совершенствованию бюджетной политики.
Особое внимание мы уделили достигнутым результатам. Проблема гармонии и взаимосвязи стратегических документов с практическими вопросами деятельности министерств всегда была "ахиллесовой пятой" в бюджетной политике, наиболее слабым звеном в цепи расходов, которое нередко разрывалось. Министерство финансов принимало ряд интересных ходов, чтобы исправить ситуацию. Я бы отметил попытку создать карты проектов. Но пока нет эффективной системы по координации теоретических и практических показателей.
И сейчас мы стоим на пороге новой методологии, попытки реализовать эту задачу через государственные программы. Мы надеемся, что когда будут совпадать бюджетные ресурсы, государственные задачи с ответственностью каждого министерства за потраченные деньги, то будет порядок. В 2011 году предполагается формирование бюджета через государственные программы. Переход на них, несомненно, повлияет на повышение качества бюджетных расходов.
РГ: И все же как комитет оценил выполнение прошлогоднего бюджета?
Васильев: В целом положительно. Меры, принятые правительством, оказали позитивное влияние на выход экономики из кризиса, на поддержку банковского и реального секторов экономики, на рынок труда. Впрочем, расширенное обсуждение итогов исполнения прошлогоднего бюджета намечено на 21 сентября, которое состоится на пленарном заседании Госдумы.
Конечно, 2009 год был сложный, исполнялся бюджет в условиях активной фазы мирового экономического кризиса. Сокращение инвестиционных расходов составило в среднем 31,4 процента. Впервые за десять лет была собрана самая маленькая сумма доходов. И при этом был самый большой за последнее десятилетие объем расходов. Что привело к дефициту бюджета. Все это еще раз наглядно продемонстрировало, насколько зависима наша бюджетная система от внешнеэкономических условий. Вспомним, как отразилось колебание цены на нефть (с максимума 147 долларов за баррель до 36) на всех доходных показателях бюджета.
Сегодня очевидно, что в долгосрочной перспективе большими ресурсами мы располагать не будем, а объемы социальных обязательств продолжат расти. И основные резервы, конечно же, лежат в плоскости повышения эффективности расходов.
РГ: Какой главный урок дал нам бюджет-2009?
Васильев: Это отставание министерств и ведомств по выпуску нормативных актов, которые позволяют исполнять федеральный бюджет. Они должны быть готовы и вступить в действие до начала финансового года. Однако на 1 января 2009 года из 96 нормативных актов вышло только 14. Это крайне низкий показатель. И такая ситуация отражается на исполнении бюджета, поскольку в него приходится вносить многочисленные изменения. Наверное, в 2009 году невозможно было избежать некоторых уточнений. Но мы против того, чтобы это становилось нормой. Так что будем учитывать все плюсы и минусы прошлогодних решений при формировании расходных статей на 2011-2013 годы. Мы ожидаем поступление проекта нового бюджета из правительства в Госдуму 1октября.
РГ: А за неделю до этого планируете заслушать отчет правительства по антикризисным мерам за первое полугодие?
Васильев: Да. Планируем сделать это 24 сентября.
РГ: Замечания есть?
Васильев: Есть, но они чисто технические. Главное, что принимаемые правительством и Центробанком последовательные антикризисные действия создали условия для обеспечения стабильной бюджетной и финансовой системы, оказали под держку наиболее пострадавшим от кризиса отраслям экономики.
Удалось сохранить социальную стабильность, смягчить негативные последствия кризиса, обеспечить поддержку наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. На реализацию антикризисных мер в 2010 году в бюджете первоначально было предусмотрено 195 миллиардов рублей, затем сумму увеличили на 100 миллиардов. Итого - 295 миллиардов рублей.
Эти деньги пошли на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов войны, на повышение пенсий, выплату различных пособий, в частности материнского капитала, на закупку автомобилей "скорой помощи", на под держку различных перспективных отраслей экономики, промышленных предприятий и так далее. Объем денежных доходов населения в первом полугодии вырос по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 11,1 процента. Стабилизировалась ситуация и с привлечением вкладов населения. Идет их прирост. Все это свидетельствует о повышении уровня жизни и благосостояния населения.
Уровень безработицы снизился примерно на 20 процентов по сравнению с январем 2010 года. И в целом составляет 6,8 процента. По этому показателю Россия занимает лучшее положение, чем Германия, где уровень безработицы - 7 процентов, Великобритания (7,8 процента), Франция (10 процентов).
РГ: Какие сектора наиболее активно откликнулись на госпомощь?
Васильев: С точки зрения вклада в экономический рост и результативности достаточно эффективными оказались меры по поддержке автопрома. Это в первую очередь программа льготной утилизации. За счет этого наш автопром за семь месяцев дал рост более чем на 60 процентов.
Очень большую роль сыграли меры, связанные с поддержкой предприятий машиностроения, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса. Здесь у нас тоже достаточно неплохая позитивная динамика. При этом ключевое влияние оказал рост государственного оборонного заказа.
Также не забыт был и малый бизнес. Портфель кредитов, которые предоставляются банками в рамках программы поддержки малых и средних предприятий, достиг на 1 июля более 22 миллиардов рублей. Рост на 73 процента.