После долгого отсутствия на сцене Земфира решила больше играть сама. О чем говорила обозревателю "РГ" еще после пресс-конференции, приуроченной к переизданию трех первых альбомов. Действительность превзошла ожидания. Земфира изменила звучание многих хитов. И теперь то сама с удовольствием "рубилась" на электрогитаре, то демонстрировала виртуозную фортепианную технику и технологическую подкованность во владении синтезаторными неистовствами.
Концертом в столичном "Крокус-Сити Холле" певица завершала свои первые после тура "Спасибо" мини-гастроли по странам СНГ. Трудно вспомнить, когда еще лишние билетики "стреляли" за сотню метров до концертного зала. Тем более, что и сама Земфира в туре-возвращении захотела играть только в малых залах, ради чего в "Крокус-Сити Холле" даже задрапировали балкон. На входе строгая охрана проверяла сумки, запрещая проходить с любой фото- и видеотехникой. А когда концерт уже начался, бдительные секьюрити подходили к тем, кто начинал съемку на мобильник, грозясь вывести тех из зала. Уверяли, что делают это по просьбе певицы, которая запретила проход на концерт фотографам и тележурналистам. Зато уж тех фанатов, кто пробился в зал всеми правдами и неправдами, а поэтому счастливой и пританцовывающей толпой громоздился вдоль лестниц, уже не выгоняли. Относились с пониманием: "Земфира давно не выступала, вот и соскучились"…
Земфира - редкая из наших звезд, отличающаяся пунктуальностью, вышла на сцену почти с 45-минутным опозданием. Извинилась (что на российской сцене и вовсе эксклюзив), посетовала, что "простояла в пробках полтора часа". Строчки песни, открывавшей концерт (это была "Аривидерчи", начинающаяся со слов "Вороны-москвички меня разбудили…") будто бы давали ответ на вопрос, кому хорошо в непредсказуемых транспортных коллапсах. Первые две песни были сыграны фактически нон-стоп, после чего Земфира поздоровалась с залом и внимательно оглядела переполненный партер, откуда постоянно неслись разрозненные приветственные девичьи голоса. Оценка зала певице, безусловно, была важна, поскольку многие песни - те, на которых росло поколение конца 90-х - начала "нулевых", Земфира впечатляюще и довольно неожиданно изменила. Примут ли их те, для кого прежде канонические песни становились фактически "гимнами жизни"?!
Первый блок был сыгран в жестком и напористом drum and bass. При этом выразительность хитов приобрела еще дополнительную упругую ультимативность и нонконформистскую жесткость. Под стать новому звучанию был и новый состав, в котором помимо Земфиры впервые оказались лишь двое - басист Алексей Беляев, предпочитающий атакующую и высокоэнергетическую манеру игры, и Николай Козырев, отвечавший на сцене за ритм-бокс и синтезаторы. Сама Земфира в первой части программы предпочла играть на синтезаторах и клавишных.
"У басиста вчера был день рождения, а он снова стоит на сцене", - заслуженно полюбовалась она новобранцем, после чего скомандовала за кулисы, - "Шампанского!" Басист, приосанившись, выпил вынесенный ему бокал до дна. После чего концерт, постепенно - как и планировала Земфира - превращающийся в теплое общение добрых давних друзей, был продолжен. На песне "Созрела" (это там, где в рефрене строчка "а девушка созрела") она наконец-то выскочила из-за стойки и с компанейским криком "Девчонки!" вихрем пронеслась по сцене - так атаман оглядывает свое верное войско перед тем, как отправиться в новый важный поход…
Второй блок оказался еще более впечатляющими и дерзновенным: теперь Земфира вышла с электрогитарой. Уже в формате чистого гитарного рок-трио (Козырев пересел за барабаны) группа плотно и дерзновенно отыграла следующую порцию хитов. Из песни "Искала" (звучавшую в фильме "Брат-2"), например, почти полностью исчез романтический флер и скрытое сожаление о неразделенной любви, которые сменили наступательные ритмы и гордая самоуверенность влюбленного человека. В роли лидер-гитаристки (в прошлых программах она преимущественно играла на ритме) Земфира чувствовала себя уверенно. И хотя сама певица со сцены назвала зал "пластмассовым", звукорежиссерам удалось добиться максимально возможного качества саунда. А на заднике сцены меж тем шел показ небольших видео-фильмов, сопровождавших песни (от того, чтобы снимать клипы и благодаря им раскручиваться на телевидении, Земфира давно отказалась). Режиссером предсказуемо стала Рената Литвинова, о чем Земфира благодарно сообщила со сцены. В трех видео одним из главных художественно-выразительных средств оказались причудливые очертания сигаретного дыма (в Одессе говорят, что шутка, повторенная дважды - уже не шутка), хотя при этом эти небольшие фильмы были очень стильными и чувственными. Пусть и не совсем педагогичными, естественно…
Третий блок концерта тоже был щедр на открытия, неожиданности и новые проявления талантов Земфиры. Теперь она взяла в руки акустическую гитару и пригласила на сцену украинского пианиста Дмитрий Шурова, своего давнего друга. Кстати, бывшего участника "золотого состава" "Океана Эльзи", а ныне - Esthetic Education. В технике этого винницкого хлопца - самобытная, классическая школа игры, в привычках - привольный дар к импровизации. Вместе они переиграли еще несколько известных хитов, которые в этой программе обрели новую жизнь и звучание. В песне "Прости меня моя любовь", например, оказалось, дремала фортепианная соната - что Земфира и Шуров виртуозно и продемонстрировали на этом концерте.
Новых песен в туре пока исполнено не было. Хотя многие канонические хиты звучали почти как очередные премьеры. В песню "Сигареты" Земфира неожиданно включила фонограмму Гарлемского Госпел-хора. И сама, выйдя из-за клавишных - будто бы со стороны - от души наслаждалась четко выстроенным хоровым звучанием распевной американской братии. Возможно, как-то использует этот прием и в очередных своих песнях. Поскольку Земфира постоянно пробует что-то новое, расширяет диапазоны звучания и музыкальных предпочтений. Хотя предполагать что-то заранее в ее случае всегда невозможно и напрасно. Ведь кто бы мог предположить, что она так выигрышно переиграет вроде бы давно затертые на кассетных магнитофонах хиты начала "нулевых"?! И много ли сейчас можно вспомнить артистов, чьи римейки были вровень с их песенными оригиналами?!
Но и работа над новым альбомом - уже в разгаре. Ожидается, что он выйдет в начале 2011 года. Хотя и нынешняя программа хорошо бы оказалась зафиксирована в звукозаписи, хотя бы в концертном варианте и в качестве очередного, теперь уже "Live-3"… Но об этих планах Земфира, увы, пока не говорит.