54 голоса "за", на четыре меньше, чем требовалось, - таков итог голосования, необходимого для того, чтобы сенат мог начать дебаты по одному из самых спорных и выстраданных Америкой законопроектов. Документ, внесенный Белым домом на рассмотрение конгресса, мог в случае его принятия совершить настоящую социальную революцию.
Причем не только в США, но и в Старом Свете, где традиционно оглядываются в вопросах личных свобод граждан на инициативы Вашингтона. Но чуда не произошло. Законодатели отказались дать ход отмене ограничительного в отношении лиц с нетрадиционной ориентацией закона "Не спрашивай, не говори".
Принятый в 1993 году, этот документ был в прошлом по-своему революционен. Он стал компромиссом между двумя непримиримыми лагерями: политиками, готовыми открыть армейские ряды для представителей секс-меньшинств, и консерваторами, выступающими против подобных нововведений. В числе первых традиционно были демократы, второй лагерь составляли республиканцы.
В итоге семнадцать лет назад появился закон, который разрешил лицам с нетрадиционной ориентацией служить в армии, но при условии, что те не станут публично афишировать свои взгляды на семейные ценности. В то же время документ запрещал военному командованию расспрашивать подчиненных об их ориентации. Нарушителей правил безжалостно изгоняли из вооруженных сил. С 1993 года, по данным правозащитных организаций, в отставку на основании закона было отправлено 13 тысяч военнослужащих, в том числе высокопоставленных.
С приходом в Белый дом президента от демократов, к тому же призывавшего в ходе избирательной кампании к переменам в стране, у части населения возникла надежда на отмену правила "Не спрашивай, не говори". На первый взгляд у правозащитников все складывалось удачно. Окружение Обамы да и сам президент не скрывали, что выступают за отмену "морально устаревшего" документа. В поддержку этого решения выступил глава объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен.
Министр обороны Роберт Гейтс не был столь категоричен, но согласился с проведением исследования о последствиях отмены старого законопроекта. Его результаты будут представлены конгрессу в декабре. Журнал "Военное время" провел социологическое исследование среди американских военнослужащих и выяснил, что число тех, кто поддерживает сохранение закона "Не спрашивай, не говори", сократилось с 64 процентов в 1993 году до 51 процента в 2010 году.
Однако возникшая в обществе в связи с планами по отмене закона полемика все же расколола армию. На страницах американских изданий регулярно выступали с позицией "за" и "против" высокопоставленные военные, а также те, кто был вынужден из-за своей ориентации подать в отставку.
Если бы сенат согласился с проведением публичных дебатов на эту тему, он многократно углубил бы и без того существующий раскол в обществе. Возможно, поэтому против внесенного в сенат законопроекта выступили не только республиканцы, но и несколько демократов. Их голосов оказалось достаточно для того, чтобы заблокировать дискуссию на законодательном уровне.
Но вновь полностью загнать в "подполье" вопрос о службе секс-меньшинств в вооруженных силах уже невозможно. Сегодня разговор в американской прессе идет не столько о том, быть им в армии или нет, сколько о том, как обеспечить таким людям нормальные бытовые условия для службы. И снизить градус неприязни к ним со стороны коллег, придерживающихся более традиционных взглядов.
Пока "традиционалисты" одержали очевидную победу. Белый дом сохраняет показной оптимизм. "Мы разочарованы тем, что не можем дать ход законопроекту, но мы будем пытаться", - обещал его официальный представитель Роберт Гиббс.
Опрос "РГ":