Только на вчерашнем заседании Центризбиркома стало понятно, до какой степени ожесточенно участвуют партии в предвыборной кампании, которая должна завершиться в осенний единый день голосования 10 октября.
Лишь предвыборной лихорадкой можно объяснить спор вокруг возможной кандидатуры председателя Ставропольского избиркома Евгения Демьянова, практически впервые продолжавшийся 40 минут. Все началось с того, что Демьянова спросили, в какой партии он состоит. Оказалось, что в "Единой России". "Единственный член партии в руководстве ЦИК - это Вавилов, - мягко заметил председатель Центризбиркома Владимир Чуров. - Вы подумайте, каждый решает за себя, и мое мнение тут не носит даже рекомендательного характера". Сомнения Чурова были вполне понятны, ведь, как объяснил член ЦИК с совещательным голосом от КПРФ Кирилл Сердюков, в руководстве Ставропольского избиркома четверо "единороссов". На это член ЦИК с совещательным голосом от ЕР Сергей Костенко с возмущением долго и подробно говорил о равенстве прав граждан состоять в партиях или занимать руководящие должности: "Все, что мы услышали от КПРФ, не соответствует действительности ни в коей мере!" "Хотя я бы голосовал "за", особенно после того, как я послушал его выступление, человек он как минимум честный, и это хорошо, - начал давний сторонник коммунистов член ЦИК Евгений Колюшин. - Но сейчас уже во всех субъектах Федерации председатель избиркома - это номенклатура "Единой России", и рекомендовал его Гаевский, он тоже "единоросс" и входит в региональную "головку" партии. Это вопрос не только политический, но и юридический, вопрос самостоятельности действий избиркома". В общем, через 40 минут кандидата утвердили.
Возбужденное состояние партийцев понемногу передалось и членам ЦИК, ухитрившимся горячо поспорить по мирному вопросу о тестировании новых Комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов) в ходе голосования 10 октября в Челябинской области. Член ЦИК Геннадий Райков предложил отложить вопрос до завтра, а пока запросить консультацию у минюста. "Поймите, в результате этой монетизации мы получим задержку подсчетов минимум на три часа, - пояснял Райков ситуацию на тех челябинских участках, где подсчет КОИБов проверят ручным пересчетом, - то есть все остальные участки будут сидеть и ждать". "Это сняло абсолютно все кривотолки, - возмутилась его коллега Елена Дубровина. - Сколько раз будем менять технику, столько раз и будем доказывать, что она честная". "Я почти не сомневаюсь, что эти 100 КОИБов будут работать нормально, - поддержал Чуров, - но мы должны показать участникам избирательного процесса, что это надежная аппаратура". Тут почти все члены ЦИК высказались по этому поводу, явно разделяя мнение Дубровиной и Чурова.
Таким же спором и почти единодушием отличилась дискуссия и вокруг письма Чурова. Напомним, что вчера в агентствах появилось заявление лидера КПРФ Геннадия Зюганова о том, что партия готова вообще снять всех своих кандидатов на выборах в гордуму Краснодара, потому что не понимает, как можно снимать с регистрации кандидатов только за то, что в документах не оказалось копии устава партии и свидетельства о ее регистрации в минюсте. Там у коммунистов 39 кандидатов, и в КПРФ полагают, что достаточно, если один из них принесет эти документы, ведь все сдается в одну комиссию. Примерно этой позиции придерживался и ЦИК, распространивший еще 9 августа письмо, подписанное Чуровым. Вчера же специально голосовали о том, чтобы еще раз разослать в регионы письмо, подтверждающее эту позицию. Правда, Колюшин требовал включить свои поправки, которые осуждали подобные действия, а член ЦИК Нина Кулясова предлагала вообще не писать дополнения, а обобщить практику потом.
"Почему не рассмотреть поправки Колюшина сейчас, когда выборы проходят, - негодовал Сердюков. - Давайте поможем избирателю. А кому потом будет нужно это обобщение практики?" "Если ЦИК не хочет занимать позицию, это тоже позиция, но это позиция страуса", - горячился Евгений Колюшин.
"Коней на переправе не меняют", - сухо заметил коллеге Игорь Борисов.
Чтобы погасить страсти, Владимир Чуров даже заговорил громче обычного: "Какие бы поправки мы сейчас ни вносили в ходе уже идущих судебных процессов (а кандидаты пошли в суд. - Прим. "РГ"), они будут незначимы для судов. По сути я согласен со многими предложениями Колюшина, но нельзя вносить изменения сейчас - это было бы нарушением принципа равенства и невмешательства в деятельность судебной системы". Он предложил вернуться к этому вопросу после выборов, тем более что кандидаты от КПРФ не могут считаться снятыми, пока не напишут личных заявлений (все депутаты в гордуму Краснодара - одномандатники). На это зампред ЦК КПРФ Иван Мельников поспешил заявить, что все они были рекомендованы парторганизацией КПРФ и поэтому "по закону их вправе отозвать тот, кто выдвинул на выборы". Однако, как объяснили "РГ" в компартии, краснодарские споры вызваны еще и тем, что с дистанции слетели те четверо кандидатов, которые были наиболее харизматичными и "проходными". В ЦИК же решили ограничиться подтверждением ранее заявленной позиции и еще очень долго спорили о финансировании системы ГАС "Выборы".