22.09.2010 23:18
    Поделиться

    Татьяна Егерева: Для формирования вокруг себя культурного пространства требуется определенный уровень сумасшествия

    В Екатеринбурге есть два памятника, будто созданных для того, чтобы стать отправными точками в разговоре о сегодняшних проблемах в треугольнике "художник - государство - частный капитал".

    Первый в мире памятник Человеку-невидимке, герою новеллы Уэллса, появился в 1999 году. Это бетонная плита около научной Библиотеки имени Белинского; надпись на мини-монументе гласит: "Авторы Евгений Касимов, Александр Шабуров. Памятник установлен в дни фестиваля "Культурные герои XXI века", организованного Сергеем Кириенко и галереей Марата Гельмана". И два отпечатка ступней: правая 41-го размера, левая 43-го - мол, Карлсон улетел, но обещал вернуться - знак блистательно-хулиганской эпохи 90-х, громких арт-экспериментов, активные участники которых - взять хоть Александра Шабурова (скандально известная группа "Синие носы") - в конце тех же 90-х бесповоротно перебрались в столицы.

    Второй памятник - в скверике на центральном проспекте - более традиционный: скульптурная группа "Горожане. Разговор". Фигуры любимых в городе художников-патриархов, отлитые в бронзе, - Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелев, которого уже нет в живых. Дань уважения тем, кто делал и делает культуру здесь и сейчас, оберегая провинцию от духовного распада. Установила его в 2008 году на свои деньги директор арт-аукциона Татьяна Егерева. "Татьянин день" - единственный в стране нестоличный аукционный дом, вот уже 10 лет занимающийся продажей современного искусства. Сегодня он существенно влияет на художественную жизнь региона. Кроме того, Егерева систематически финансирует программы Екатеринбургского музея изобразительных искусств, оказывает помощь фестивалю неигрового кино "Россия", джаз-коллективу "Сибирский диксиленд" и детскому танцевальному коллективу из Когалыма.

    Симптоматично, что наш разговор о проблемах треугольника "художник - государство - частный капитал" начался с обсуждения громкого судебного разбирательства по поводу выставки "Запрещенное искусство-2006", где были и работы "Синих носов".

    Татьяна Егерева: Все говорят о чувствах верующих, но не замечают одной детали: к сути проблемы отношение в первую очередь имеет понятие "собственник". Выставка проводилась в государственном музее. Если бы в частной галерее - никакие стенания верующих, никакие вздохи и ахи искусствоведов не могли бы привести к судебному разбирательству...

    РГ: Как вы относитесь к культурным экспансиям в регионы? Например, к тому, что происходит в Перми?

    Егерева: Думаю, что это последствия централизации страны. Вот дошли уже и до культуры. И это один из способов внедрения в мозги региональным творческим субъектам иных форм, нежели те, что там существовали. А ведь каждый регион имеет свои традиции и только благодаря им может чувствовать себя субъектом, оставляющим потомкам нечто после себя. И потом, все эти акции требуют серьезных денег.

    РГ: Когда вы задумывали аукцион, многие говорили, что для провинции это вещь бесперспективная. А вы чему больше доверяли - расчетам или интуиции?

    Егерева: В области культуры расчет невозможен, да и на интуиции можно прогореть. В бизнесе, который затевается на этом поле, главное - терпение: вложил рубль - рано или поздно можешь получить два. Другой вопрос, сколько ты готов ждать - месяц, год, три. Я уверена, что в сфере культуры можно действовать, только постепенно приучая население к качественному продукту. Но для этого нужно трезво оценить, сколько потребуется сил, денег. К аукционам, как к газете, нужно приучать долго - 3 года, еще лучше - 20: первое поколение привыкает, второе туда приводят в детском возрасте за руку, а потом это становится символом стабильности.

    РГ: То есть для вас аукционный дом, скульптура "Горожане", регулярные проекты с Музеем изобразительных искусств - это форпосты стабильности?

    Егерева: И это тоже. Любому стабильность приятна. А сейчас она возможна только в том мире, который ты выстроил сам. Вот стоит кинотеатр, который всегда здесь стоял, а вот аукционный дом, который уже 10 лет раз в месяц проводит торги. Я уверена: то, что сделали Волович, Брусиловский, Метелев - останется в искусстве навсегда, и памятник - лишний повод это зафиксировать. Да, это попытка создать форпосты стабильности. Чтобы было. Остальное пусть течет и меняется. И потом, культура - это прежде всего среда. Система. А этим в провинции занимаются стоики. Взять Валерия Карпова с его Музеем графики в Ирбите, собравшего уникальную коллекцию мирового уровня, или Николая Коляду с его театром. Стоики! Ну, и немного сумасшедшие. Я бы даже сказала, что для формирования вокруг себя культурного пространства требуется определенный уровень сумасшествия.

    Наш арт-рынок отличается от столичного. Там другие деньги, и есть нацеленность на зарубежного покупателя. У нас же в первую очередь формируется клубное пространство: люди приходят не столько покупать, сколько пообщаться с теми, кто им близок и понятен. Я бы сказала, что культура в провинции сейчас существует по принципу клубов, которые складываются вокруг одного или нескольких сумасшедших, зараженных общей идеей. Все купить невозможно. И когда я задумывала аукцион, то хотела художникам не рыбку дать, а удочку. Создать механизм, который обеспечит им возможность получать регулярный доход от профессии. И при необходимости будет работать, как касса взаимопомощи. Несколько раз в год мы проводим благотворительные аукционы: художники приносят работы бесплатно, мы продаем и все деньги отдаем нуждающемуся человеку. Не забуду слезы на глазах у дочери Германа Метелева Анны, когда мы вручили ей на лечение матери, тоже художницы, 450 тысяч, заработанных таким образом. В сентябре мы готовим такой аукцион в пользу скульптора Андрея Антонова, автора "Горожан": он должен издать свою монографию.

    Досье "РГ"

    Татьяна Егерева- арт-деятель того типа, каких не было на Урале в 90-х, т.е. тогда они еще зарабатывали деньги, которые теперь вкладывают в обустройство собственной среды обитания. Егерева знает, что такое жить в "общажной" комнате в 9 метров с двумя дочерьми и мужем-актером. При Советах она работала помощником режиссера в ТЮЗе. После перестройки возглавила городской профсоюз работников культуры, училась в юридическом. В 1992-м собрала возглавляемую ею организацию и выступила с речью, где объяснила по пунктам бессмысленность ее существования. А желающим защитить свои права предложила бесплатно обращаться в созданную ею юридическую фирму.

    Поделиться