Сегодня "Российская газета" публикует указ президента с полным перечнем должностей, работая на которых как в новой России, так и еще в советское время, чиновники получают право на пенсию за выслугу лет федеральных госслужащих.
Напомним, в прошлом году были приняты поправки к законам о государственном пенсионном обеспечении и о госслужбе, благодаря которым уровень пенсионного обеспечения госслужащих серьезно повысился. Если о цифрах - пенсии выросли сразу на 20 с лишним процентов.
Закон поменял условия начисления пенсии за выслугу лет. Чиновники, отработавшие на государственных должностях не менее 15 лет, получают пенсию по выслуге лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка, за каждый год сверх 15-летнего срока добавляется еще по три процента. При этом максимально возможная пенсия по выслуге лет составляет 75 процентов среднемесячного заработка федерального госслужащего. Это минимум вдвое больше, чем у любого нынешнего "обычного" пенсионера - ведь в отношении прочих у нас еще только ставится задача довести размер пенсии до 40 процентов от среднего заработка.
Тем не менее, по данным ПФР, госпенсии госслужащих вовсе не так велики, как принято думать.
Средний размер госпенсии у федеральных чиновников на конец 2009 года составлял 9565 рублей, на сегодня - 10 949 рублей. Всего получателей этой пенсии - 46 тысяч человек, уточнили вчера в ПФР.
Пенсионная тема - традиционно резонансная, и, как правило, когда речь заходит о пенсиях чиновников, для которых наше законодательство предусматривает особые условия их назначения и повышения, реакция "прочих" не входящих в число избранных людей как правило, негативна. Любимая тема дискуссий: почему у "обычных" пенсионеров и у госслужащих пенсии рассчитываются, а затем и индексируются по-разному?
При этом достаточно посмотреть в перечень должностей, чтобы понять: именно эти люди обеспечивают работу сложной машины под названием "государство". Именно от них зависит, как работают все властные структуры, какие законы принимаются и как они выполняются.
Не будем сейчас говорить о том, насколько эффективно они работают. Кто-то занимает кресло исключительно из карьерных соображений, наслаждается властью и надеется извлечь из нее максимум благ. Кто-то работает честно, искренне хочет навести порядок на доверенном участке и, как ни банально звучит, не продается. При этом и механизм оплаты труда чиновника, и его социальной защиты, включая, конечно, и пенсионное обеспечение, должны быть устроены так, чтобы первых в рядах "слуг государевых" было как можно меньше, а вторых - причем умных и энергичных - больше.
Публикуемый документ уточняет, какие именно должности - начиная с советских времен и заканчивая сегодняшней структурой государственного устройства - относятся к разряду важнейших, обеспечивающих социальную защиту по высшему разряду.
Впрочем, никаких серьезных изменений в перечне, который был утвержден указом президента в 2002 году, не произошло. По-прежнему обеспечен принцип преемственности в постперестроечной России: работа партийных и профсоюзных работников времен СССР, по сути, являлась той же госслужбой. Функции судебной системы, налоговой, таможенных служб, аппаратов исполнительной власти, законодателей были одинаково важны и в советское время, и сейчас. Все это отражено в документе.
"Указ не содержит никаких правовых изменений по отношению к действующему регулированию исчисления стажа государственной службы, - сообщили вчера "Российской газете" в минздравсоцразвития. - В нем сохранены все действующие в настоящее время положения. Разработка же его обусловлена изменениями в законодательстве о государственной гражданской службе и пенсионном обеспечении госслужащих, произошедшими в последние годы".
Ирина Невинная
Михаил Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-1991 годах, президент СССР в 1990-1991 годах: Нормально живу. Что же касается указа, то я его приветствую. Речь идет о тех людях, которые отдали жизнь стране. Они работали в партийных органах - главном звене управления. Конечно, среди них были и те, кто использовал свое положение в личных целях. Это было тоже. Но основная их часть - порядочные люди. Хорошо, что страна воздала им должное за их труды.
Георгий Пашков, секретарь Курганского обкома партии (1988-1991 годы): Плохо. Потому что пенсия очень мала. Мы все-таки служили своей Родине честно, добросовестно. Как бы сейчас ни ругали партийных работников, но мы получаем обычную пенсию, хотя у нас всегда был ненормированный рабочий день. Мы работали без выходных, по 12-14 часов. Так что пенсия у меня - 10 тысяч и никакими другими благами я не пользуюсь. Очень дорогие лекарства и еда, коммуналка. Пенсии не по заслугам явно не хватает. Люди, которые вложили свою молодость в жизнь государства, работали, не считаясь с силами, достойны лучшего. Я, когда работал, не видел семьи, детей. В результате на пенсии ничего не имею.
Александр Бабенко, министр строительства в восточных районах СССР (1983-1989 годы): Нормально живу, продолжаю работать. Хорошо, что указ направлен на улучшение благосостояния тех людей, которые работали в органах госвласти не только новой демократической России, но и при Советском Союзе, на будущее России. Не все сегодня здоровы, не все работают. Документ очень важен для нас.
Евгений Чазов, министр здравоохранения СССР (1987-1990 годы): С утра до вечера работаю. Приезжаю на работу в половине восьмого утра, уезжаю в пять. Те, кого коснулся указ президента, сделали много для нашей страны, нашей Родины. Очень многое, чем живет сегодня Россия, было создано при участии этих людей.
Михаил Коноваленко, второй и первый секретарь прокопьевского горкома партии Кемеровской области (1957-1978 годы): Перебиваемся помаленьку. Так что указ вызывает мою искреннюю благодарность и признательность. Вы не представляете себе, как нам приходилось трудиться, особенно после войны, восстанавливать народное хозяйство. День и ночь работали. Я не помню, чтобы у меня - секретаря горкома партии, по субботам и воскресеньям был отдых. Вся ответственность за 300 тысяч жителей Прокопьевска лежала на партийных работниках. Решение президента правильное. Спасибо, дочка, за хорошую новость.
Николай Паничев, министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР (1987-1991 годы): Очень скромно. Вынужден работать. Даже с теми добавлениями к пенсии, которые получены, все равно мало. Коммунальные услуги много стоят, да и со здоровьем сейчас не очень. Дорогие очень лекарства. В нынешнем году мне пришлось дважды полежать в больнице. И несмотря на то что лечение считается в муниципальных больницах бесплатным, без денег никто ничего не делает. Указ правильный. Мы очень благодарны президенту за эту заботу. Все-таки в свои годы мы выкладывались полностью, создавали могучий потенциал страны. Несмотря на многие недостатки, промышленность в те годы развивалась, все работали самоотверженно. К сожалению, сейчас машиностроение у нас не в почете, и это великая ошибка.
Подготовила Елена Шмелева