16 тысяч из 92 тысяч лифтов, установленных в московских жилых домах, работают более 25 лет - установленного для них срока эксплуатации. Такая цифра прозвучала на последнем заседании правительства Москвы, одним из вопросов повестки которого стала программа по замене и модернизации всего лифтового хозяйства в жилищном фонде столицы.
Много это или мало? На первый взгляд, заметил и.о. мэра Москвы Владимир Ресин, не так много, так как это 18 процентов из всех имеющихся в многоквартирных домах подъемников. Да и по сравнению с другими регионами намного меньше: в среднем по России используется 35 процентов устаревших лифтов, а в Санкт-Петербурге - даже 50 процентов. Но правительство Москвы это не утешает. Дело в том, что в течение последнего времени оно активно занималось заменой и модернизацией лифтов. Как сообщил руководитель департамента капитального ремонта жилищного фонда Артур Кескинов, лишь за четыре года на средства бюджета столицы было заменено 11 тысяч лифтов, благодаря чему динамика обновления этих механизмов стала положительной. К сожалению, из-за кризиса финансирование этой работы город резко сократил, и в результате темпы старения теперь снова опережают темпы обновления лифтового парка. "Лифт в доме - такой же вид городского общественного транспорта, как на улице трамвай или автобус, - говорил вчера о следствиях этого депутат Мосгордумы Валерий Скобинов. - Но если вместо сломавшегося троллейбуса подойдет другой, то при поломке подъемника пожилые люди, родители с малышами вынуждены ходить пешком, а нередко попадать и в ЧП".
Чтобы исправить ситуацию, правительство Москвы выделило на модернизацию лифтов в 2011 году дополнительно 5 миллиардов рублей. По словам Артура Кескинова, этих денег вполне достаточно для того, чтобы к 2017 году навести в лифтовом хозяйстве порядок и иметь лифты, эксплуатирующиеся в пределах установленного для них срока. Для того чтобы добиться этого, город ежегодно проводит диагностику состояния лифтов и составляет адресные списки, какие из них подлежат замене, а какие текущему и капитальному ремонту. В частности, на 2011 год согласованы с Ростехнадозором и префектурами замена 1343 лифтов и модернизация еще 2241.
Вплотную заняться этой работой столичные власти подстегивает новый Технический регламент о безопасности лифтов, который буквально через три недели, то есть с 14 октября, вступает в стране в действие. В соответствии с ним теперь к подъемникам выдвигаются как никогда жесткие требования. В частности, кабина лифта должна быть освещена даже при перебоях в электроснабжении не меньше чем в пределах часа, то есть иметь дополнительный источник питания. Она обязательно должна быть оборудована и средствами для предотвращения спуска при перегрузе, гарантировать пассажиров от сдавливания закрывающейся дверью. Кроме того, соответствовать нормам пожарной безопасности и быть защищенной от вандализма. Есть в регламенте также раздел, в котором сформированы требования относительно энергоэффективности лифтов (оказывается, этим маленьким кабинкам для того, чтобы они безостановочно возили москвичей вверх-вниз, требуется более 2 миллиардов киловатт-часов электроэнергии!). Обязательно и условие доступности подъемников для маломобильных групп граждан, для чего они должны быть оборудованы звуковой и световой информацией, установками задержки закрытия дверей, панелью приказов со шрифтом Брайля. К сожалению, как показал анализ, все это можно сделать не больше чем в трети из 13 500 лифтов, установленных в домах типовых серий. Как правило, в тех, что имеют грузо-пассажирские лифты. Выходом из этой ситуации, по мнению Артура Кескинова, может быть лишь закупка для инвалидов колясок уменьшенных габаритов.
Есть у столичных властей и другие поводы для беспокойства. Они связаны с тем, что после вступления в силу нового технического регламента, больше не будет требоваться, как сейчас, разрешение Ростехнадзора на установку новых механизмов, а значит, каждый производитель может выкинуть на рынок любую модель лифта. Не будут инспектора больше присутствовать и при монтаже новых кабин - выбирать монтажников будет сама компания, управляющая домом, на основании имеющихся у них документов. Да и проверки технической безопасности лифтов, которые раньше проводились раз в полтора года, теперь будут проводиться вдвое реже, "Это повышает ответственность управляющих компаний и местных органов власти за выбор высококвалифицированных организаций", - подчеркнул Владимир Ресин.