Кузбасский моногород получит 1,7 миллиарда рублей на модернизацию

Из двадцати российских моногородов, имеющих право на получение государственной поддержки, дороже всего федеральному бюджету обойдется Ленинск-Кузнецкий.

Чтобы ликвидировать зависимость от угольной отрасли, составляющей в экономике города 80 процентов, ему до конца этого года будет выделен 1 миллиард 700 миллионов рублей.

Кроме шахт и разрезов работать в небольшом кузбасском городе особо негде. С малым бизнесом здесь большие проблемы: Ленинск-Кузнецкий наряду с Нижним Тагилом и Тольятти входит в тройку российских моногородов, где доля "малышей" в производстве валового продукта не превышает одного процента. Между тем тот же Тольятти получит из федерального бюджета существенно меньше - 400 миллионов рублей.

Почему Ленинск-Кузнецкий оказался самым дорогим из 20 утвержденных монопрофильных российских территорий, опередив кузбасские Прокопьевск и Таштагол, "Российской газете" объяснила руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Ирина Макиева. Дело в том, что в цену вопроса заложена стоимость новой дороги первой категории Ленинск-Кузнецкий - Кемерово. Именно по ней будет осуществляться так называемая трудовая миграция населения, когда люди живут в одном месте, а на работу ездят в другой. Ни одно муниципальное образование не смогло так грамотно и доходчиво обосновать расходы на строительство регионального "автобана". К тому же, на Ленинск-Кузнецкий возлагают большие надежды в плане развития отечественного машиностроительного комплекса по выпуску современных конвейерных систем, что также подразумевает определенные финансовые вложения.

Региональные власти надеются, что с бюджетным финансированием инвестиционных проектов в трех кузбасских моногородах - Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком и Таштаголе - оживет частный бизнес, который начнет приходить на уже освоенные площадки. Заметим, что общая стоимость всех трех комплексных планов зашкаливает за 300 миллиардов рублей. Другой вопрос, будут ли и дальше российские моногорода получать федеральную поддержку. Ирина Макиева высказала опасение, что вряд ли, ведь эти деньги идут напрямую из антикризисного фонда, который не рассчитан на пятилетку.

Как утверждает заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов, на каждый бюджетный рубль по программе поддержки российских моногородов власти готовы привлечь восемь с половиной рублей частных инвестиций. В свою очередь, Ирина Макиева заметила: "Мы очень надеемся на то, что муниципалитеты, увидев поддержку государства, начнут подтягивать бизнес. Если это произойдет, значит, наша задача будет выполнена".

У рабочей группы по эффективной отдаче бюджетной поддержки моногородов минимум требований. Но они существенны: результаты должны быть ощутимы уже в этом году, количество рабочих мест увеличено, а монозависимость уменьшена не менее чем в два раза. Это особенно больная проблема для Кузбасса, где каждый город угольно зависим. Как, собственно, и регион в целом.

Между тем в Кемеровской области в рамках государственно-частного партнерства по развитию моногородов отдельной темой стало обсуждение маркетинга территорий. Что явилось абсолютно новым подходом в работе с монопрофильными территориями. Руководитель маркетингового центра Наталья Торик выступила с инициативой включить блок маркетинга территорий, как эффективного инструмента работы с целевыми группами муниципалитетов, в комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов Кузбасса. Заместитель губернатора Дмитрий Исламов поддержал инициативу и рекомендовал представителям муниципалитетов ввести функцию маркетинга в систему управления территорией. В области уже заслушано одиннадцать комплексных планов развития моногородов, восемь их которых одобрено, а три отправлено на доработку.

Кстати

Остаются нераспределенными свыше восьми миллиардов рублей бюджетных средств, предназначенных для господдержки моногородов. Это произошло в связи с тем, что из 27 рассмотренных монопрофильных территорий лишь 20 смогли обосновать свои инвестиционные предложения. Два моногорода исключены из списка господдержки ввиду стабильной социально-экономической ситуации, еще пять оказались несостоятельными при защите комплексных инвестиционных планов.