22.09.2010 23:45
    Поделиться

    Уральские лесопромышленники будут перенимать опыт финских компаний

    Лесопромышленная отрасль по-прежнему ориентируется на западного потребителя

    Природные условия для заготовки леса в Свердловской области лучше, чем в Финляндии, однако там от его эксплуатации получают 25-27 миллиардов долларов в год, а у нас - всего 500 миллионов. Продукция лесного комплекса составляет всего лишь два процента от ВРП.

    Причин для вялой текучести лесного бизнеса несколько.

    - Финское лесное законодательство очень простое, его главный принцип: лес - для получения прибыли при сохранении биоразнообразия. В российских же законах куда больше витиеватостей, а толку никакого, - рассуждает начальник отдела лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и науки Свердловской области Андрей Мехренцев.

    - Законодатели раздули лесосеку до неимоверных размеров, но она делится на качественную и некачественную, и товарной древесины как раз немного, - говорит директор лесопромышленного комбината Владимир Коноплев. - Как результат - нехватка сырья. Объем рубки леса в Свердловской области составляет от шести до девяти миллионов кубометров в год, то есть треть расчетной лесосеки. Это в 3-4 раза меньше, чем в застойные времена. Отсюда предложение: оплачивать аренду, исходя из фактического объема изъятия. Второе предложение: давать леспрому льготные кредиты на покупку заготовительной техники, межсезонные запасы сырья.

    На мировом рынке уральский лес покупают с удовольствием, но не из-за качества, а потому, что он самый дешевый. 5-6 процентов, или 180-200 тысяч кубометров заготовленной в Свердловской области древесины, поставляется за границу в круглом виде, в основном в Среднюю Азию. На экспорт уходит и чуть более половины производимых в регионе пиломатериалов (400-450 тысяч кубов), а также 55-60 процентов фанеры.

    Политика областного правительства направлена на то, чтобы максимально сократить вывоз необработанного леса. Но это вызывает недовольство бизнеса, ведь экспорт приносит стабильный доход. Кроме того, несмотря на программу внутриобластной кооперации, реализовать свою продукцию "дома" удается не всегда.

    Определенные проблемы создают и мелкие лесозаготовительные компании, которые просто портят древесину, берут участки не для разработки, а для перепродажи. Они не тратятся на инфраструктуру и технику, часто даже не платят налоги.

    У чиновников настрой более позитивный. По мнению Андрея Мехренцева, внутриобластная кооперация уже начинает приносить эффект, к тому же в апреле стартовала программа малоэтажного домостроения, что в совокупности позволит сформировать потребительский рынок на древесные материалы.

    В стратегии по развитию лесопромышленного комплекса региона до 2020 года, которую планируют принять в текущем году, есть оптимистичный и пессимистичный варианты. Цель одна - избавить уральский лес от репутации дешевого товара, которым пользуются переработчики других стран.

    - Некоторые лесопромышленники даже без помощи государства перешли на серьезные объемы заготовок по технологии экологизированных рубок, при которых сохраняется и природная среда, и высокая производительность труда, - рассказывает ректор лесотехнического университета Василий Азаренок.

    В копилке предпринимателей и другие бизнес-идеи. Так, в Лобве подготовили проект производства OSB-плит, что принесет бюджету десятки миллионов рублей. В близкой перспективе старт других проектов: нового фанерного комбината, ТЭЦ на древесных отходах, производство гигиенической бумаги.

    Прямая речь

    Владимир Соловаров, замминистра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области:

    - Мы заинтересованы в том, чтобы передовые финские компании вышли на рынок УрФО для внедрения новых технологий и создания совместных производств, чтобы мы перестали наконец возить в таком количестве "кругляк" за границу и начали осваивать инновационный подход к обработке лесной продукции.

    Поделиться