22.09.2010 23:55
    Поделиться

    Уральские работодатели используют неэффективную систему штрафов

    Работодатели активно применяют систему штрафов за нарушение трудовой дисциплины

    Трудовое законодательство запрещает работодателям вводить штрафные санкции, между тем многие из них регулярно наказывают рублем своих подчиненных.

    Один из российских рекрутинговых порталов провел исследование, согласно которому большинство компаний Екатеринбурга использует систему штрафов. В этом признались 75 процентов работников. Более половины из них сами были наказаны хоть однажды.

    Зачастую руководители карают рублем за опоздание, об этом заявили 23 процента опрошенных. За невыполнение задачи в срок денег лишается 16 процентов. За порчу, недостачу товара, а также жалобы клиентов - по 14 процентов. Финансовые потери за невыполнение плана несут девять процентов. У семи процентов зарплата уменьшается за нецелевое использование Интернета и у трех процентов - за беспорядок на рабочем месте.

    Примечательно, что высококвалифицированных специалистов и топ-менеджеров карают рублем реже, чем младший персонал. По-видимому, руководители не видят смысла "учить" деньгами тех, чья производительность напрямую не зависит от мелких нарушений.

    Глава Трудинспекции в Свердловской области Федор Кравцов замечает, что законодательство запрещает работодателям штрафовать своих сотрудников. Однако они вполне легально обходят запрет: устанавливают минимальный оклад и делают большую премиальную часть, из которой и производятся вычеты. Сами же работодатели объясняют введение штрафной системы тем, что иначе подчиненных нельзя заставить добросовестно выполнять обязанности: они часами зависают в Интернете по личным делам, постоянно пропадают в курилках, и никакие выговоры на них не действуют.

    - В развлекательном центре, где я работаю, за первое опоздание вычитают десять процентов из чаевых, которые составляют половину зарплаты. За второе - 20 процентов. За третье - 30 процентов или увольняют. За споры с начальством при посетителях снимают до 50 процентов, а за ссору с клиентами можно потерять место, - раскрывает служебные тайны Иван Колмогоров.

    Ольга Семенова, сотрудница фирмы, занимающейся оптовой продажей парфюмерии, косметики и бытовой химии, рассказывает, что штраф за несвоевременное появление в офисе составляет 50 рублей. 100 рублей придется выложить за просрочку при сдаче денег в кассу, а также за позднее отправление заявки. Чем больше дебиторская задолженность клиента, тем больше средств теряет человек, его обслуживающий, - заработок может уменьшиться до 50 процентов. Нередко обязанности по покрытию долгов "мертвых душ" ложатся на плечи самих менеджеров.

    Случается, что сотрудники придумывают для себя добровольное денежное наказание. Опоздал или выругался - кидай "десятку" в копилку, деньги из которой потом пойдут на общие нужды. - Благодаря такой самодисциплине мы купили холодильник в рабочий кабинет, - замечает сотрудник компьютерной фирмы Максим Коньшин.

    - Если глава компании доходит до таких крайних мер, как штрафные санкции, это означает, что он уже бессилен иным образом повлиять на подчиненных, - признает психоаналитик Надежда Власова. - Можно, конечно, пожалеть работников за "зверские" условия труда, но ведь они обязаны соблюдать трудовую дисциплину. А некоторые почему-то считают, что имеют полное право опаздывать или в разгар рабочего дня общаться в социальных сетях.

    Тем не менее ряд экспертов придерживается мнения о том, что финансовый кнут не приносит должного эффекта:

    - Штраф - мотивация страхом, которая применяется испокон веков, - рассуждает профессор Валентин Костин. - Однако современные исследователи выяснили, что он не приносит желаемого эффекта. Да, работник будет формально выполнять требования, но не станет полностью отдавать себя компании: задерживаться на работе, брать задания на дом. Более успешна позитивная стимуляция - похвала, премия. В этом случае показателен японский менеджмент, который основывается на том, что коллектив - одна семья. Конечно, без карательных мер не обойтись, но они должны применяться в исключительных случаях, а не систематически.

    Консультант по управлению персоналом Марина Реньш считает, что штрафовать необходимо безынициативных и недостаточно компетентных людей, а также тех, кто в значительной мере зависит от начальства или обстоятельств, - они направляют трудовую активность в нужное русло. Самим сотрудникам с ними комфортнее: не нужно принимать самостоятельных решений и нести за них ответственность. Однако денежное наказание может больно ударить по амбициозным работникам с неадекватной самооценкой. При этом на профессионалов, востребованных на рынке, они могут и вовсе никак не отразиться. Так что целесообразнее применять финансовые санкции адресно.

    - Надо понимать, что эти меры могут и вовсе отбить у персонала желание работать, Подчиненные могут выбрать такую форму протеста, как итальянская забастовка: приходить вовремя на службу и только создавать видимость активного труда. На самом же деле КПД равен нулю, и организация теряет доход, - замечает специалист.

    Руководители, ограничивающиеся выговорами и внушениями, считают, что система денежных наказаний может создать враждебную атмосферу внутри коллектива. А такая команда вряд ли добьется успеха.

    - Для меня в сто раз лучше неорганизованные подчиненные, которые делают большие продажи, чем толпа пунктуально-педантичных умников. Ведь цель любого бизнеса - делать прибыль. Оштрафовать "бойца" - то же самое что зарезать курицу, которая несет золотые яйца, - высказывает свою точку зрения один из предпринимателей.

    Большинство "белых воротничков" тоже согласны, что жесткий выговор, особенно в присутствии коллег, куда действеннее и обиднее, нежели небольшие вычеты из зарплаты.

    Ведь чаще всего провинившийся остается при своем мнении: это не он вышел поздно, а большая "пробка" на пути встретилась. Поэтому расценивает наказание как незаслуженное.

    Поделиться