22.09.2010 23:18
    Поделиться

    Девяностый сезон в Челябинском драматическом театре отметили постановкой Брехта

    Девяностый сезон Челябинский драматический театр открыл премьерой "Кавказского мелового круга" Бертольда Брехта.

    Театр встречает юбилей под новым художественным руководством: в конце минувшего сезона в Челябинск переехал маститый режиссер Линас Зайкаускас. Для своей первой работы на Южном Урале он выбрал Брехта: не самую простую драматургию, освоение которой - высший пилотаж для любого театра. Сдержанная и жесткая режиссерская манера Зайкаускаса как нельзя лучше соответствует эпическому театру Брехта. Вслед за драматургом режиссер выступает в роли неутомимого исследователя, который препарирует жизнь, безжалостно отбрасывая несущественные детали, чтобы добраться до нервного узла происходящего.

    Сюжет "Кавказского мелового круга" сводится к известной пословице "Не та мать, что родила, а та, что воспитала" - это вариация на известную библейскую тему суда Соломона, только судья предлагает претенденткам на роль матери не разрубать, а перетягивать спорного младенца. Распределение ролей впервые состоялось через кастинг - во многом шокирующую для артистов академического театра процедуру.

    На роль главной героини Груши Вахнадзе режиссер выбрал совсем молодую актрису, только что приехавшую из Вышнего Волочка, - Марину Карцеву. И не ошибся: ее актерской мощи хватает, чтобы "завести" все действие, чтобы спектакль смотрелся на едином дыхании. Масштаб ее трагического дарования позволяет ей пережить вместе с героиней восхождение: от невозможности бросить на верную смерть чужого ребенка - до горя матери, у которой отбирают дитя. Актриса способна к изображению чувств в чистом, "отчужденном" виде - как, собственно, и требует Брехт.

    Челябинский "Меловой круг" получился беспрецедентно масштабным: в спектакле занята почти вся труппа, три действия на сцене работают более 40 человек под живую музыку. Партитуру обогащает полифония "натуральных" звуков - рассыпавшегося риса, каплющей воды и так далее. В пику нынешней моде на постановку Брехта в этом спектакле, к счастью, не поют, однако заряд от хорового исполнения сразу двух самых известных молитв действует посильней пения.

    Поделиться