Ведущий инженер-конструктор ФГУП "ЦАГИ", заслуженный создатель космической техники
В "РГ" была опубликована заметка "Самолет на синтетике" (1.09.2010 г.). В ней говорилось о создании искусственного альтернативного авиатоплива, предположительно аналога авиакеросина, из попутного нефтяного газа, сжигаемого в факелах на месторождениях. Хочу рассказать о другом варианте применения попутного газа, разработанном и испытанном более 20 лет назад.
Тогда российскими учеными было создано авиационное сконденсированное пропан-бутановое топливо - АСКТ, которое может вырабатываться из попутного газа. В начале 90-х годов был создан и испытан первый в мире опытно-промышленный образец вертолета Ми-8ТГ. Оба его двигателя могли работать как на АСКТ, так и на обычном авиакеросине. Вертолет-газолет получил ряд наград на различных выставках. По итогам испытаний был сделан вывод: авиатопливо из попутного газа, особенно, в отдаленных регионах будет намного дешевле традиционного (в 4-5 раз), так как может получаться прямо на месторождениях, а не привозиться как керосин за многие сотни километров.
Однако в середине 90-х грянул кризис, и финансирование работ над газолетом прекратилось. С тех пор цена авиакеросина выросла многократно, что сделало авиаперевозки практически недоступными для населения. В такой ситуации вертолеты, да и самолеты на дешевом газовом топливе, могли бы способствовать возрождению региональной авиации.