Автопробег российского премьера не перестает давать результаты. Вот и в минувшую пятницу резервная "Лада Калина", которая подстраховывала желтое авто Владимира Путина, была подарена одному из строителей трассы Чита-Хабаровск.
С помощью видеомоста глава правительства связался из Белого дома с группой чиновников и строителей, которая находилась на нулевом километре трассы при въезде в Хабаровск. Работа над дорогой была запланирована еще в 1966 году, в 1978 году началось строительство, которое прекратилось в начале 1990-х годов. И только в последние 4-5 лет полувековой проект завершили.
- Когда мы с вами проезжали по трассе от Хабаровска до Читы, вы сами видели, многое предстояло еще сделать - и отбойники нужно было поставить, и где-то еще не было твердого покрытия, - напомнил Путин министру транспорта Игорю Левитину.
- Трасса завершена, больше на трассе нет грунтовых разрывов, она вся в асфальтобетонном покрытии, - отчеканил чиновник.
Левитин обратил внимание на то, что в Хабаровске впервые две транспортные артерии - железнодорожная и автомобильная - сошлись на одном совмещенном мосту. "Тысячи километров они идут рядом друг с другом, и здесь, на этом месте, они идут рядом, через 700 километров они встретятся во Владивостоке", - "предсказал" министр.
Впрочем, не отрицая успехов строителей, глава правительства заявил о том, что необходимо заново отстраивать ту часть дороги, которая идет от Хабаровска почти до Сковородино, и практически капитально реконструировать трассу от Хабаровска до Владивостока. "Очень бы хотелось, чтобы эти трассы не только выглядели современно и являлись современными, но еще и по своим пропускным способностям были бы на уровне сегодняшнего дня. А именно дорога должна быть четырехполосной, как минимум две полосы в одну сторону", - поручил Путин, добавив, что ссылки на низкий транспортный поток необоснованны, потому что необустроенность трассы как раз таки и сдерживает его.
Одобрительно кивнув, Левитин перешел к другим не менее приятным вещам. С разрешения Путина резервная "Лада Калина", напоминающая о славном автопробеге, была передана Олегу Трушину, который работает на трассе в течение 15 лет по специальности дробильщик дробильной установки.
- Машина выдержала это испытание. Могу засвидетельствовать, что это хорошая техника, - прокомментировал премьер свой подарок и спустя месяц решил-таки, наконец, расставить все точки на "i". - Позволю себе поправить Игоря Евгеньевича (Левитина. - Прим. "РГ"), это все-таки был не автопробег, а инспекционная поездка, рабочая.
Как бы то ни было, проехав по Восточной России, премьер увидел не только запущенную транспортную инфраструктуру, но и острую жилищную проблему. Именно она стала главной темой беседы Путина с губернатором Олегом Кожемяко во время видео моста с городом Тындой. Главе Белого дома пришлось признать, что проблемой расселения в районе БАМа государство до сих пор отдельно практически не занималось. Однако в бюджете 2011 года целевые деньги для ее решения все же появятся, и общая сумма составит 0,5 миллиарда рублей. Самая острая ситуация назрела в городе Тында, где в неприемлемых условиях проживают 6,6 тысячи человек при общей численности населения города 38 тысяч. Условия эти таковы, что людям приходится ютиться в жилье, которое даже не признано аварийным. "На основе этого города мы должны отработать технологию комплексного обустройства бамовских поселков и городов, их обновления и возрождения", - дал указание глава кабинета министров.
Естественно, не обойдется и без традиционных денежных вливаний из центра. Премьер заявил, что с 1 января 2011 года на улучшение жилищных условий жителей Тынды, в том числе участвовавших в строительстве БАМа, будет перечислено свыше 1 миллиарда рублей. При этом он отметил, что если у руководства региона есть необходимые средства для начала работ уже в этом году, то правительство в текущем году также предоставит области определенный объем средств. Для комплексного же решения проблемы с аварийным жильем в Тынде потребуется сумма в размере 6,4 миллиарда рублей. "Мы эти деньги найдем, - пообещал глава правительства. - Нужно, безусловно, исключить полностью любое иждивенчество и жульничество, но в то же время нужно дойти до каждой семьи. Никого не забыть. Помощь должна быть адресной". В адресной помощи Путин попросил принять участие и ОАО "РЖД", которое, по его словам, является градообразующим предприятием и несет ответственность за своих работников - как за действующих, так и за бывших.
Впрочем, один лишь центр решать проблемы амурских жителей не будет, поэтому расслабиться губернатору Амурской области не удастся. Владимир Путин попросил Олега Кожемяко представить в правительство план действий по улучшению жилищных условий и переселению граждан из ветхого жилья. Но захватить Кожемяко врасплох не удалось, поскольку у него уже был припасен ориентировочный план кампании в регионе. Он сообщил, что первый этап, в течение которого будут решаться жилищные проблемы граждан, начнется в 2011-2012 годах. Гражданам, особенно пенсионного возраста, которые "пожелают" переехать из своего аварийного жилья, будет предоставляться жилье в Благовещенске. Продолжится такая программа и с 2012 по 2014 год. По ориентировочному прогнозу Кожемяко, в ближайшие четыре года вопросы благоустройства жилья граждан будут решены. А в этом году регион готов начать финансирование работы по достройке многоэтажных домов до наступления зимы. Правда, с одной просьбой, помимо денежной, он к премьеру все-таки обратился, попросив его "открыть вопрос о единственном исполнителе работ по всей комплексной застройке в лице компании "Буреягэсстрой".
Напоследок Владимир Путин решил приободрить своего коллегу, сказав, что БАМ имеет хорошие перспективы для развития. "Ясно, что эта дорога востребована, а значит, у людей здесь будет и работа, и они должны жить достойно", - резюмировал премьер.
Фото: РИА Новости