В понедельник Замоскворецкий суд Москвы провел в закрытом режиме слушание по иску родителей Дениса Евсюкова - печально известного майора-убийцы. Они просят перевести сына сидеть ближе к дому.
Напомним, что бывший милиционер получил пожизненный срок и был направлен в колонию за Полярный круг. Теперь Евсюковы-старшие просят признать некоторые действия тюремного ведомства незаконными, например, повышенную секретность, сопровождавшую долгий путь осужденного сына в колонию, а также сам факт направления Дениса Евсюкова в столь отдаленные места.
Как сообщают представители суда, истец Виктор Евсюков просит перевести сына для отбытия наказания в "субъект Российской Федерации, где он проживал и где был осужден". Хотя на самом деле, по словам многих экспертов, это невозможно. Колоний для "вечных" сидельцев нет не только в Москве или области, но даже в соседних регионах. Конечно, поселок Харп, где оказался арестант, отнюдь не самая ближайшая зона для "вечных сидельцев", однако у тюремного ведомства есть свои резоны.
- Размещение осужденных в местах лишения свободы происходит в строгом соответствии с действующим российским законодательством, - сообщил вчера официальный представитель ФСИН Александр Кромин. - При направлении Д. Евсюкова в колонию в окрестностях поселка Харп Ямало-Ненецкого автономного округа порядок был полностью соблюден.
Почему родственников Евсюкова так волнует вопрос о близости колонии к дому? Потому что даже пожизненникам свидания с родными разрешены, а с определенного срока отсидки - даже длительные. Они не лишены и права переписки.
К слову, некоторые арестанты с громкими фамилиями уже пытались оспорить в суде "путевку" в дальние от родных мест колонии, однако проиграли процессы. Теоретически любой осужденный всегда может попросить перевести его в другую колонию, скажем, поближе к дому. Однако решение вопроса остается на усмотрение тюремного ведомства. В случае же с Денисом Евсюковым выбор и вовсе невелик. По официальным данным, в стране действует пять колоний для пожизненно осужденных. Однако есть еще участки при других колониях. Например, пару лет назад корреспондент "РГ" побывал в одной из мордовских колоний, где создан участок для пожизненно осужденных. Между тем в пятерку "пожизненных зон", которую всегда озвучивает тюремное ведомство, этот участок не входит. Эксперты рассказывают, что подобные участки скорее всего существуют и в некоторых других колониях, однако в любом случае вблизи от Москвы подобных мест нет.
Что же касается секретности, то здесь тоже не все так просто. Родители Дениса Евсюкова сообщили, что 31 мая обратились с письмом к руководству ФСИН с просьбой направить его для отбытия наказания ближе к Москве для "того, чтобы была не утеряна его связь с ними и с остальными родственниками". Однако ответа на этот запрос они не получили. Позже, 13 июля, родители экс-майора отправили в тюремное ведомство еще одно письмо с просьбой обеспечить безопасность их сына во время доставки к месту отбытия наказания, однако также не получили ответа.
Как пояснили "РГ" эксперты, имеющие опыт работы в тюремном ведомстве, таинственность в данном случае объясняется большим резонансом, вызванным делом экс-майора Евсюкова. В таких ситуациях тюремщики всегда соблюдают повышенную секретность и принимают экстренные меры безопасности - для защиты самих же арестантов. То, что Денис Евсюков был доставлен в колонию в целости и сохранности, как раз и свидетельствует о том, что просьба родителей обеспечить безопасность их сына была выполнена. Можно вспомнить еще ряд очень громких дел, когда общественность теряла из виду знаменитых осужденных на несколько месяцев, а потом они обнаруживались в той или иной колонии вдалеке от Москвы.
Как пояснили в Замоскворецком суде, согласно закону, предварительные слушания проходят в закрытом режиме. На них стороны представляют свои ходатайства и суд определяет дату начала слушаний по существу. А дальше начнется собственно процесс.