На прошлой неделе участники V съезда общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" обсудили актуальные проблемы малого и среднего бизнеса. Главной темой стала критика реформирования законодательства в 2009 году, когда были внесены принципиальные изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ в части отмены единого социального налога.
Напомним, что с первого января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и ЕНВД, или находящихся на общей системе, в 2010 году совокупный тариф страховых взносов с первого января следующего года, по прогнозам экспертов, составит 34%. Точечные исключения из этого правила, по мнению бизнеса, не распространяются на подавляющее большинство малых и средних предприятий.
"Если размер страховых взносов составит 34%, то существуют следующие схемы развития бизнеса, - рассуждает предприниматель из Вологодской области Ольга Данилова. - Первая схема: закрыть бизнес. Например, у предпринимателя прибыль 10 млн в год, а он должен заплатить 14 млн взносов, то что он должен сделать? Конечно закрыться. Вторая схема: найти пути не платить, уйти в тень. Но тот, кто уйдет в тень, обратно не вернется. Третья схема: перевести бизнес за границу, т.е. все деньги, которые были заработаны в России, уйдут за рубеж".
Многие предприниматели согласны с тем, что такая ситуация приведет к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, повлечет массовые увольнения работников в секторе малого и среднего бизнеса. Единственным возможным решением, по мнению участников съезда, позволяющим избежать негативных социально-экономических последствий от принятия закона, может стать перенос срока вступления в действие федерального закона N 212-ФЗ с 2011 года на 2013-2014 годы с одновременным введением компенсационных мер налогового характера.
О том, что существующее налоговое законодательство требует существенной коррекции, говорил и заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Шульгин:
"Для того чтобы предприниматели смогли сократить затраты на ведение бизнеса, необходимо создать упрощенную систему налогообложения для предприятий, доход которых не превышает 60 млн рублей. Более того, целесообразно перейти с ежемесячной и ежеквартальной налоговой отчетности к годовой. Что касается единого налога на вмененный доход, то, на мой взгляд, это неплохой налог, он задумывался очень правильно. К сожалению, реальная практика его несколько дискредитировала и сделала не очень удобным для предпринимателя. В основном это связано с местными региональными и муниципальными органами власти. Уже говорили, что необходимо сделать их союзниками, но боюсь, что это невозможно. У нас более 25 тыс. муниципальных образований. Их заработная плата зависит от того, сколько денег они соберут. И в первую очередь это связано с малым бизнесом. В большинстве субъектов не учитывается сезонность работы, продолжительность и количество дней, т.е. устанавливаются максимальные коэффициенты. В результате мы толкаем бизнес в теневую экономику".
По результатам мониторинга "ОПОРЫ России", среди основных проблем, которые отмечают предприниматели, - повышение тарифов. Причем эта проблема была одной из главных на протяжении всего 2009 года и остается актуальной в настоящее время. По мнению бизнеса, для решения этого вопроса необходимо "заморозить" тарифы на докризисном уровне (отметили 52% опрошенных предпринимателей).
"Электроэнергия в Челябинске за два года выросла в два раза именно для малого и среднего бизнеса, - рассказывает предприниматель из Челябинска Александр Калинин. - Смотрите, какая складывается тенденция: железнодорожные перевозки у нас одни из самых дорогих в мире, бензин и электроэнергия дороже, чем в США. Газ на первый взгляд дешевле, но отопительный сезон - шесть месяцев, поэтому издержки по газу получаются выше, чем в Европе и Азии. В связи с новой кадастровой оценкой подорожает земля с нового года. Посмотреть на все это, и возникает вопрос, а стоит ли вообще строить новую фабрику или открывать новое производство".
По мнению участников съезда, государство не учло того факта, что решение об увеличении тарифов принималось в докризисный период в условиях экономического роста, когда планировались значительные инвестиционные вложения. Это решение не корректировалось во время финансового кризиса. В частности предприниматели отмечают дальнейший рост тарифов на электроэнергию.
Среди других немаловажных препятствий на пути развития малого и среднего бизнеса участники съезда отметили дефицит площадей как офисных, так и производственных, высокие ставки арендной платы, проблемы с выкупом земельных участков.
Оборот земельных участков во многих странах является серьезным ресурсом для развития малого и среднего бизнеса. Этот рынок представляет собой один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Однако во многих регионах России, по мнению экспертов, оборот земель находится в стадии стагнации.
Главной причиной подобного положения вещей участники съезда назвали отсутствие механизмов упрощенного выкупа земельных участков. По их мнению, процедура оформления прав на землю излишне усложнена, занимает длительное время и на практике труднореализуема. Отсутствие нормативно закрепленного разграничения земель между муниципалитетами усугубляет ситуацию.
На практике процесс разграничения земель в большинстве муниципальных образований осуществляется в частном порядке. Условием выделения земли для конкретного лица является регистрация участка, получение кадастрового номера. Иными словами, будущий потенциальный собственник своими силами занимается сбором необходимых документов с последующим участием в аукционе на право выкупа данного участка без каких-либо гарантий стать его победителем.
"В большинстве регионов стало практикой необоснованное завышение кадастровой стоимости земельных участков и как следствие - увеличение размера земельного налога, ставок аренды, - говорит вице-президент "ОПОРЫ России" по региональной политике и инфраструктурной поддержке МСП Павел Сигал. - Во многих городах землевладельцы и землепользователи не в состоянии заплатить земельный налог и арендную плату".