К 1 октября правительство внесет в Госдуму проект бюджета на 2011-2013 годы. В конце прошлой недели он был одобрен правительством.
На протяжении всех трех лет расходы казны будут выше ее доходов - почти на 1,8 триллиона рублей ежегодно. Но при этом, как следует из размещенного на сайте минфина проекта закона, взят четкий курс на сокращение дефицита. В следующем году он уменьшится с нынешних 5,7 процента ВВП до 3,6 процента, к 2013 году - до 2,9 процента. Этим и продиктованы все бюджетные планы.
Чтобы уложиться в жесткий график по дефициту, впервые за многие годы очень умеренными темпами растут расходы. Это главная особенность проекта бюджета на следующий год, отмечает эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. В 2011 году расходы в номинальном выражении, то есть без учета инфляции, увеличатся всего на 1,7 процента, в 2012 году - на 4,4 процента. Если же сделать поправку на инфляцию, то траты казны в эти два года будут и вовсе сокращаться. В этом году, напоминает Лебединская, они были выше прошлогодних в номинальном выражении на 6 процентов, до кризиса ежегодные темпы затрат доходили до 30 процентов. К наращиванию расходов бюджет, судя по проекту документа, может вернуться только в 2013 году.
Больше всего в бюджете по-прежнему "весят" социальные статьи - на них приходится почти третья часть всех затрат. И хотя в следующем году расходы по разделу "социальная политика" уменьшатся на 400 миллиардов рублей, это разовое сокращение, поясняет Лебединская: его удастся провести за счет повышения ставок страховых взносов, но в 2012-2013 годах "социальные" расходы вновь начнут прирастать - на 7-8 процентов в год. Тем не менее благодаря повышенным ставкам в ближайшие два года на ремонт и новое оборудование больниц и поликлиник можно будет собрать 460 миллиардов рублей. С февраля следующего года на 8 процентов вырастут пенсии, средний размер трудовой пенсии по старости превысит 8,8 тысячи рублей в месяц. Под держка Пенсионного фонда - самая масштабная статья расходов. В 2011 году на нее выделят 2,3 триллиона рублей, к 2013 году - уже 2,8 триллиона рублей. Выхода из этой ситуации пока не просматривается, в дискуссиях о повышении пенсионного возраста согласия нет даже среди правительственных чиновников.
Принципиально новая ситуация - опережающие темпы расходов по разделу "национальная оборона". К 2013 году на оборону планируют тратить почти в два раза больше, чем в этом году, - 2,1 триллиона рублей. Деньги пойдут на закупки современного вооружения и военной техники, с 2012 года предполагается осуществить реформу денежного довольствия. Реформа МВД обойдется государству в 138 миллиардов рублей в 2012 году и в 189 миллиардов рублей в 2013 году. В течение трехлетки расходы на оборону и безопасность планируют довести до 5,1-5,4 процента ВВП.
Все прочие расходы в течение трехлетки будут падать. На сокращении 100 тысяч федеральных чиновников казна каждый год может экономить 30-40 миллиардов рублей. Раньше расходы по статье "общегосударственные вопросы" росли и в реальном, и в номинальном выражении, напоминает Лебединская. Но уже в следующем году их подрежут на 3,5 процента. Меньше денег будет выделяться на поддержку регионов. Минфин уже рекомендовал им искать недостающие деньги на рынке. Затраты по разделу "национальная экономика" еще могут вырасти в следующем году - на 1,8 процента, но уже с 2012 года они практически замирают, а еще через год предполагается снижение, говорит Лебединская. По оценке минэкономразвития, в среднем расходы бюджета на стимулирование экономики и поддержку отраслей составят 1,1-1,3 процента ВВП. Антикризисная поддержка отраслей постепенно снижается, взамен затраты планируют переориентировать на стимулирование проектов по модернизации. В следующем году 15 миллиардов рублей предлагается выделить на создание инновационного центра в Сколково, 10 миллиардов - на реализацию проектов президентской комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, 7 миллиардов - на энергосбережение. Дополнительные средства на ремонт и строительство дорог рассчитывают получить за счет повышения акцизов на бензин и запуска дорожных фондов. Рост расходов на дороги должен составить в следующем году 20 процентов, общий объем запланированных средств - 387 миллиардов рублей.
Впрочем, скачок "дорожных" трат во многом объясняется эффектом низкой базы, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: в этом и прошлом году расходы на транспортную инфраструктуру были сокращены почти на 30 процентов, пока мы не выходим по ним на докризисный уровень, хотя именно они могли дать наибольший эффект для всей экономики. По-хорошему, тратить на дорожные стройки и стимулирование экономики надо больше.
К тому же выбор между приоритетами госрасходов заранее предопределен. "Это бюджет ранее взятых обязательств", - говорит эксперт. Он зажат, с одной стороны, необходимостью выполнять социальные обязательства, с другой - дефицитом.
Запланированный на 2011 год дефицит в 3,6 процента является небольшим для европейских стран, считает эксперт Центра развития ГУ - Высшая школа экономики Андрей Чернявский. Но для России с ее зависимостью от цен на нефть - это много, признает собеседник "РГ". Резервный фонд, из которого шла масштабная под держка экономики в два кризисных года, иссякнет в следующем году, напоминает Чернявский. Деньги второй нефтегазовой копилки, средства Фонда национального благосостояния, будут тратиться только на софинансирование пенсионных накоплений. Их расходование на покрытие дефицита минфин допускает только в случае обвала нефтяных цен. В 2011 году почти 70 процентов денег на погашение дефицита предполагается занять на внутреннем и внешнем рынках. Госдолг вырастет с 5 триллионов рублей в 2010 году до 11 триллионов рублей в 2013 году. При этом ставка делается на внутренние заимствования: за три года они должны составить 5,8 триллиона рублей. Но выполнить эти планы непросто, предупреждает Чернявский. Ориентация на внутренний рынок верная - минфин хочет обезопасить страну от валютных рисков, говорит эксперт. Но за восемь месяцев этого года вместо 935 миллиардов рублей на внутреннем рынке удалось взять всего 203 миллиарда рублей, напоминает Чернявский. То есть внутренний рынок не готов к таким масштабным заимствованиям, притом что занимали по тем ставкам, по которым хотели. Масштабные планы по внутренним займам могут разогнать ставки, переживает Николаев. По его прогнозам, цена займов для компаний может вырасти на 2-3 процента, это создаст проблемы для частных заемщиков. Почти пятую часть "дыры" в казне собираются прикрыть доходами от приватизации. Предполагается, что распродажа госимущества ежегодно будет приносить 10 миллиардов долларов. Но все равно они могут лишь сгладить проблему дефицита, а не решить ее радикально, замечает Чернявский. К тому же государство по большому счету предлагает инвесторам порт фельную приватизацию - отдельные, но не контрольные пакеты акций, и неизвестно, насколько интересны они будут инвесторам, скептичен Чернявский. Для решения проблемы дефицита минфин пошел и на увеличение налогов - вырастут ставки по газовому и нефтяному НДПИ, увеличиваются табачные и бензиновые акцизы.